Фотоальбом

Наследие Камерона — Агатовые комнаты в Царском селе

7
Запустить слайдшоу

Камерон, знаток Античности и последователь теоретика классической архитектуры Андреа Палладио, разработал для императрицы комплекс построек, ныне носящий общее название Агатовые комнаты.

В середине 18 века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой. При отделке Агатовых комнат использовались мрамор и цветная яшма — уральская и алтайская.

Сложный наборный рисунок паркета из ценных пород — настоящий шедевр. Представить только, что на полу: породы розового дерева, палисандр, орех, самшит, тик, падук, амарант, морёный в зелёный цвет дуб, берёза, эбеновое дерево, граб, клён, махагон.

Вклад Чарльза Камерона в развитие русского классицизма невероятно!

Шотландец (по папе) Чарльз Камерон родился в Лондоне в 1743 году. Его отец был членом гильдии плотников. Под его руководством юный Чарльз обучался организации строительных работ. Но в итоге юноша решил стать не мастером-строителем, а архитектором. Молодой человек отправился в Рим, по возвращении оттуда в 1772 году написал книгу "Термы римлян". Этот труд Чарльза Камерона был высоко оценен не только его соотечественниками, иностранными специалистами, но и прежде всего императорским домом России. Архитектор с радостью принял предложение из России, куда направился в августе 1779 года. После официального приёма у императрицы Чарльз Камерон подписал контакт на три года, получил звание архитектора её Императорского Величества. Ему было поручено создание архитектурного ансамбля в Царском Селе. Именной указ от 25 октября 1779 года обозначил: "Камерону назначено жалованье и на квартиру и экипаж ежегодно по 1 800 рублей". Позже контракт с архитектором несколько раз продлевался, увеличивалось его жалование.
Шотландец (по папе) Чарльз Камерон родился в Лондоне в 1743 году. Его отец был членом гильдии плотников. Под его руководством юный Чарльз обучался организации строительных работ. Но в итоге юноша решил стать не мастером-строителем, а архитектором. Молодой человек отправился в Рим, по возвращении оттуда в 1772 году написал книгу "Термы римлян". Этот труд Чарльза Камерона был высоко оценен не только его соотечественниками, иностранными специалистами, но и прежде всего императорским домом России. Архитектор с радостью принял предложение из России, куда направился в августе 1779 года. После официального приёма у императрицы Чарльз Камерон подписал контакт на три года, получил звание архитектора её Императорского Величества. Ему было поручено создание архитектурного ансамбля в Царском Селе. Именной указ от 25 октября 1779 года обозначил: "Камерону назначено жалованье и на квартиру и экипаж ежегодно по 1 800 рублей". Позже контракт с архитектором несколько раз продлевался, увеличивалось его жалование.
Холодные бани находились в нижнем этаже, там были оборудованы несколько бассейнов для водных процедур.  В этом Большом зале Римских бань в центре находился бассейн для купаний. В Холодных банях сейчас никаких бассейнов, конечно, нет. Здесь находится экспозиция, посвящённая реставрации здания и находкам при раскопках во время реставрационных работ.  Первый этаж облицован пудостским камнем, в стиле римских терм, внутренние помещения не просто стилизованы, в организации пространства соблюдены все традиции по созданию подобных купален в Древнем Риме — каменные своды, полукруглые окна.
Холодные бани находились в нижнем этаже, там были оборудованы несколько бассейнов для водных процедур. В этом Большом зале Римских бань в центре находился бассейн для купаний. В Холодных банях сейчас никаких бассейнов, конечно, нет. Здесь находится экспозиция, посвящённая реставрации здания и находкам при раскопках во время реставрационных работ. Первый этаж облицован пудостским камнем, в стиле римских терм, внутренние помещения не просто стилизованы, в организации пространства соблюдены все традиции по созданию подобных купален в Древнем Риме — каменные своды, полукруглые окна.
Римские бани представляли собой анфиладу залов с разной степенью обогрева. Они были украшены лепными фризами. Низкая лепка   содержит изображения водных феерий и сцены из мифов о жизни богов на Олимпе.
Римские бани представляли собой анфиладу залов с разной степенью обогрева. Они были украшены лепными фризами. Низкая лепка содержит изображения водных феерий и сцены из мифов о жизни богов на Олимпе.
Декоративно-прикладной характер творческих работ и влияние мастеров английского неопалладианства Чарльза Камерона нашли продолжение в особенностях убранства дворцовых интерьеров.
Декоративно-прикладной характер творческих работ и влияние мастеров английского неопалладианства Чарльза Камерона нашли продолжение в особенностях убранства дворцовых интерьеров.
Лепнина, созданная по античным образцам.
Лепнина, созданная по античным образцам.
А на верхнем этаже - Агатовые комнаты, которые служили для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.
А на верхнем этаже - Агатовые комнаты, которые служили для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.
Изящная лестница имеет уникальную конструкцию. Ступени ее крепятся только с одной стороны, в стене, нет никаких поддерживающих колонн, и лестница словно парит в воздухе.
Второй этаж имеет множество декоративных элементов: окна различных форм и размеров, ниши с фигурами мифологических персонажей, детали и медальоны из лепнины.
Купольное перекрытие лестницы украшено кессонами, обрамленными рядами лепных орнаментов, похожих на изящный кружевной узор. Не пропустить бы сразу после входа налево - мозаичная картина. Чудесна!
Купольное перекрытие лестницы украшено кессонами, обрамленными рядами лепных орнаментов, похожих на изящный кружевной узор. Не пропустить бы сразу после входа налево - мозаичная картина. Чудесна!
Стены помещений второго этажа облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в 18 веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры получили название Агатовых комнат.
Стены помещений второго этажа облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в 18 веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры получили название Агатовых комнат.
Одна из парных ваз. Германия. Берлинская фарфоровая мануфактура. 1772-1776. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, позолота.

Царскосельские вазы обладают туловом овоидной формы, переходящим в круглую ножку с каннелированным основанием, покоящимся на квадратном со скошенными углами плинте. Среднюю цилиндрическую часть тулова декорируют ручки в виде золоченых львиных масок, держащих в пасти лавровые венки, а также банты, поддерживающие свисающие гирлянды лавров. Куполообразную крышку венчает шлем с восседающей на нем фигурой совы. Снизу - мраморные полосы с золочеными гирляндами с портретами графа Алексея Григорьевича Орлова.
Одна из парных ваз. Германия. Берлинская фарфоровая мануфактура. 1772-1776. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, позолота. Царскосельские вазы обладают туловом овоидной формы, переходящим в круглую ножку с каннелированным основанием, покоящимся на квадратном со скошенными углами плинте. Среднюю цилиндрическую часть тулова декорируют ручки в виде золоченых львиных масок, держащих в пасти лавровые венки, а также банты, поддерживающие свисающие гирлянды лавров. Куполообразную крышку венчает шлем с восседающей на нем фигурой совы. Снизу - мраморные полосы с золочеными гирляндами с портретами графа Алексея Григорьевича Орлова.
Общий вид главного зала. Основные материалы, которые использованы для отделки и убранства Агатовых комнат, это мрамор и разноцветная яшма — всего 25 тонн.
Общий вид главного зала. Основные материалы, которые использованы для отделки и убранства Агатовых комнат, это мрамор и разноцветная яшма — всего 25 тонн.
Плафон Центрального зала с барельефами и живописными клеймами.
Тондо в Центральном зале, скульптор Яков Раше.
Удивительная мраморная капитель аканта.
Удивительная мраморная капитель аканта.
Развертка зеркальной стены в Яшмовом кабинете Агатового павильона в Царском Селе, 1780 (перо и чернила с акварелью на бумаге) Камерона.
Развертка зеркальной стены в Яшмовом кабинете Агатового павильона в Царском Селе, 1780 (перо и чернила с акварелью на бумаге) Камерона.
Овальный купол над лестницей.
Овальный купол над лестницей.
Купол в центре потолка Яшмового кабинета с вязью золочёного орнамента, со спирально расходящимися от центра лучами – это аллегория купола святилища богини Весты – Гестии.
Купол в центре потолка Яшмового кабинета с вязью золочёного орнамента, со спирально расходящимися от центра лучами – это аллегория купола святилища богини Весты – Гестии.

Купол Яшмового кабинета.
Купол Яшмового кабинета.
В оформлении потолка  Овального кабинета присутствует мотив Солнечного круга. В нём восстановлены уцелевшие фрагменты росписи с изображениями античных символов и аллегорических фигур.
В оформлении потолка Овального кабинета присутствует мотив Солнечного круга. В нём восстановлены уцелевшие фрагменты росписи с изображениями античных символов и аллегорических фигур.
Привезенный с Урала камень сначала обрабатывали на гранильной фабрике в Петергофе, затем доставляли в созданную в Царском селе мастерскую, где мастера выпиливали все элементы для отделки комнат. Техника, которая использовалась в Агатовых комнатах, называется «русская мозаика».
Привезенный с Урала камень сначала обрабатывали на гранильной фабрике в Петергофе, затем доставляли в созданную в Царском селе мастерскую, где мастера выпиливали все элементы для отделки комнат. Техника, которая использовалась в Агатовых комнатах, называется «русская мозаика».
Яшмовый (Второй Агатовый) кабинет разделен на три части парами колонн и пилястр.  Значительно богаче стен украшено сводчатое перекрытие, разделенное на множество разных по форме кессонов, заполненных живописными вставками.
Яшмовый (Второй Агатовый) кабинет разделен на три части парами колонн и пилястр. Значительно богаче стен украшено сводчатое перекрытие, разделенное на множество разных по форме кессонов, заполненных живописными вставками.
Чтобы создать эту красоту, покрытие сводчатых потолков вручную «спилили» на несколько сантиметров, а затем укрепили известняком, для того, чтобы каменные пластины своим весом не разрушили саму конструкцию.
Чтобы создать эту красоту, покрытие сводчатых потолков вручную «спилили» на несколько сантиметров, а затем укрепили известняком, для того, чтобы каменные пластины своим весом не разрушили саму конструкцию.
Великолепно убранство его крестового деревянного свода, имитирующего каменное перекрытие. Потолок в кабинете с изображением треножников и грифонов.
Он сплошь «заткан» рельефной золоченой лепкой, среди которой размещены живописные вставки, исполненные темперой на плотной бумаге. Стены, облицованные уразовской яшмой, они образуют своего рода панно, обрамленные полосками калканской яшмы с изящным бронзовым орнаментам.
Он сплошь «заткан» рельефной золоченой лепкой, среди которой размещены живописные вставки, исполненные темперой на плотной бумаге. Стены, облицованные уразовской яшмой, они образуют своего рода панно, обрамленные полосками калканской яшмы с изящным бронзовым орнаментам.
Неоклассика берет из греко-римского искусства чистые, прямые линии, приглушенные цвета, бесстрастное повествование.
Строгие геометрические формы и античный орнамент.
Строгие геометрические формы и античный орнамент.
Камерон был настоящим последователем палладианства, знатокам древности, не только архитекторам, но и замечательными графиком. Его рисунки интерьеров сами по себе вызывают восхищение тонкостью линий, пропор­циями всех элементов и сдержанностью.
Камерон был настоящим последователем палладианства, знатокам древности, не только архитекторам, но и замечательными графиком. Его рисунки интерьеров сами по себе вызывают восхищение тонкостью линий, пропор­циями всех элементов и сдержанностью.
Совершенно очевидно, что Чарльз Камерон показал себя в России, как мастер в творческом методе которого сочетались эстетические идеи эпохи Просвещения.
Совершенно очевидно, что Чарльз Камерон показал себя в России, как мастер в творческом методе которого сочетались эстетические идеи эпохи Просвещения.
Потолок Камерона в Библиотеке — копии из античных раскопок.
Потолок Камерона в Библиотеке — копии из античных раскопок.
На первом этаже выдают бахилы, а на втором, где паркет уложен, дополнительно выдают войлочные тапки.
На первом этаже выдают бахилы, а на втором, где паркет уложен, дополнительно выдают войлочные тапки.
Двери кабинета выполнены из палисандра, красного, розового и орехового дерева, паркет взят из дома А.Д. Ланского.
Этот паркетный пол изготовлен из палисандрового красного сандала, черного и розового дерева по рисункам Ч. Камерона.
Этот паркетный пол изготовлен из палисандрового красного сандала, черного и розового дерева по рисункам Ч. Камерона.
Красочный паркет из розового и черного дерева, сандала, клена и ореха придает Агатовому кабинету особую нарядность.
Красочный паркет из розового и черного дерева, сандала, клена и ореха придает Агатовому кабинету особую нарядность.
Купольные своды потолков отражаются в рисунках паркетов.
Купольные своды потолков отражаются в рисунках паркетов.
Паркет Яшмового кабинета из пальмы, палисандра, розового дерева и сандала напоминает раскрытый зонтик, помещенный в квадратное обрамление.
Элегантный, праздничный вид интерьеру придают золоченые бронзовые орнаменты и паркет из искусно подобранных пород дерева (пальма, палисандр, розовое дерево, красный сандал). Тонкий, изысканный рисунок его напоминает раскрытый зонтик в квадратном обрамлении.
Во времена Екатерины изучение минералов вошло в моду. По указу императрицы на Урал отправилась экспедиция Данненберга, которому удалось обнаружить новые месторождения агатов, яшмы, сердоликов и других камней. Благодаря кропотливому труду российских умельцев наконец-то были разработаны технологии, позволявшие обрабатывать твердые самоцветы и украшать ими дворцовые интерьеры.
Во времена Екатерины изучение минералов вошло в моду. По указу императрицы на Урал отправилась экспедиция Данненберга, которому удалось обнаружить новые месторождения агатов, яшмы, сердоликов и других камней. Благодаря кропотливому труду российских умельцев наконец-то были разработаны технологии, позволявшие обрабатывать твердые самоцветы и украшать ими дворцовые интерьеры.
Стены интерьера Овального кабинета, прорезанные двумя дверями и двумя окнами-дверями, воспринимаются как широкие простенки-панно, оштукатуренные и обведенные по краям двойными профилированными рамками с золочеными листьями аканта.
Камин в комнате «Кабинетец». Какой чудесный "спящий Амур" в мраморе.
Камин в комнате «Кабинетец». Какой чудесный "спящий Амур" в мраморе.
Вид из окна.
Вид из окна.
Двери в Большой зал (Сферистерий), полный благородной простоты и античного величия, очевидно служивший местом игр, музыкальных вечеров и балов.
Удивительно лаконично сочетание нежно-розоватого и зеленоватого искусственного мрамора стен с голубовато-розовым олонецким мрамором колонн, порфиром пьедесталов и каминных вставок, белым мрамором капителей и каминов, темным амарантовым, красным и ореховым деревом дверей.
Я их очень полюбила - восемь светильников-торшеров с мраморными фигурами женщин, уподобленных хранительницам вечного огня, жрицам-весталкам.
Я их очень полюбила - восемь светильников-торшеров с мраморными фигурами женщин, уподобленных хранительницам вечного огня, жрицам-весталкам.
Эти жрицы - весталки были введены в общий классический ансамбль, чтобы напомнить нам о храме Весты. Веста -  римская богиня домашнего очага.
Эти жрицы - весталки были введены в общий классический ансамбль, чтобы напомнить нам о храме Весты. Веста - римская богиня домашнего очага.
Камерон дополнил камины резными мраморными барельефами на сюжеты помпейских росписей.
Сюжет "Альдобрандинская свадьба" - это при­готов­ле­ние к свадь­бе. Неве­сту окру­жа­ют две боги­ни. Сле­ва от нее мать при­готов­ля­ет ван­ну для неве­сты, спра­ва изо­бра­же­ны играю­щие на музы­каль­ном инстру­мен­те жен­щи­ны и моло­дая дева, гото­вя­ща­я­ся нати­рать неве­сту бла­го­во­ни­я­ми. На поро­ге сидит Гиме­ней.
Сюжет "Альдобрандинская свадьба" - это при­готов­ле­ние к свадь­бе. Неве­сту окру­жа­ют две боги­ни. Сле­ва от нее мать при­готов­ля­ет ван­ну для неве­сты, спра­ва изо­бра­же­ны играю­щие на музы­каль­ном инстру­мен­те жен­щи­ны и моло­дая дева, гото­вя­ща­я­ся нати­рать неве­сту бла­го­во­ни­я­ми. На поро­ге сидит Гиме­ней.
Вазы из яшмы.
Вазы из яшмы.
Камин белого мрамора с богатым резным орнаментом по фризу.
Cфинксы 18 века.
Cфинксы 18 века.
Неоклассика - это чёткие линии, соразмерность объемов, строгая симметрия в расположении колонн и окон, использование скульптур и лепнины в украшении фасадов. Интерьер помещений выполнялся в едином стиле со всем зданием.
Как и обычно в неоклассике - украшения неброские, но исполненные благородства.
Как и обычно в неоклассике - украшения неброские, но исполненные благородства.
Название этой малюсенькой комныты - Кабинетец, где правительница государства работала с документами и вела корреспонденцию.
Тихонько закроем дверь - до следующего визита.
Тихонько закроем дверь - до следующего визита.
Надеюсь, вам понравилось виртуальное путешествие по "Агатовым комнатам". Признаюсь вам, что это место я просто обожаю! Самое роскошное, стильное, классическое место Санкт-Петербурга и его окрестностей. Благодарю вас за внимание. С уважением к вам - Татьяна Уайт. Эдинбург. Октябрь 2024 г.
Надеюсь, вам понравилось виртуальное путешествие по "Агатовым комнатам". Признаюсь вам, что это место я просто обожаю! Самое роскошное, стильное, классическое место Санкт-Петербурга и его окрестностей. Благодарю вас за внимание. С уважением к вам - Татьяна Уайт. Эдинбург. Октябрь 2024 г.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
Яндекс.Метрика
[ 0,20858 ] / [ 83 ] / [ 0,15077 ]