Фотоальбом

Волшебная базилика Сан Марко. Венеция

8
Запустить слайдшоу

Базилика Сан Марко — «Золотая церковь» Адриатики или в поисках Бога и величия его.

Это просто невероятное золотое зрелище в мире искусства, в мире вечной красоты!

Более 8000 квадратных метров мозаики покрывают стены, своды и купола базилики. Они представляют собой сюжеты из Библии (Ветхого и Нового Заветов), аллегорические фигуры , события из жизни Христа , Девы Марии , Святого Марка и других святых. Мозаика тёплых тонов, особенно золота, украшает просторные помещения базилики шириной от 28 метров до высоты 21 метра. Как и в ближневосточных церквях, взаимодействие декора с тусклым , но постоянно меняющимся светом в зависимости от времени суток создает ряд запоминающихся и интенсивных эффектов.

В 19 веке Пётр Вяземский во время своего пребывания в Венеции писал: «Почти каждый день захожу в базилику Св. Марка и каждый раз с новым наслаждением. Во-первых, там довольно прохладно, а во-вторых, и в десятых, и в сотых, там столько богатств, столько изящного и примечательного, что каждый раз любуешься чем-нибудь новым».(«Старая записная книжка». 1853).

Это не первое моё посещение храма и каждый раз ощущение абсолютно новое, волшебное, светящее изнутри и вокруг.

На входе в базилику встречает вас с распростёртыми руками и указывающей рукой Господа - Святой Марк. Эта мозаика, в отличие от большинства остальных - 16 века.
Северный портал, западный фасад (фрагмент).  Вверху - свинцовые водостоки. 13 век.
Северный портал, западный фасад (фрагмент). Вверху - свинцовые водостоки. 13 век.
Ворота Святого Алипия с символами евангелистов.
Ворота Святого Алипия с символами евангелистов.
"Вот храм Святого Марка. 
Он украшен россыпью колонн
из яшмы, мрамора, порфира -
Богатой данью полумира.
Причудлив и могуч собор:
Восточный каменный узор
И минарет, ввысь устремлённый,
И купола... Скорей мечеть,
Чем церковь, где перед Мадонной
Нам надлежит благоговеть…"

Джордж Байрон
"Вот храм Святого Марка. Он украшен россыпью колонн из яшмы, мрамора, порфира - Богатой данью полумира. Причудлив и могуч собор: Восточный каменный узор И минарет, ввысь устремлённый, И купола... Скорей мечеть, Чем церковь, где перед Мадонной Нам надлежит благоговеть…" Джордж Байрон
Дож и венецианская знать встречают тело святого Марка.
В базилике провозглашали нового Дожа – главу республики, благословляли на войны и крестовые походы, искали и находили веру.
В базилике провозглашали нового Дожа – главу республики, благословляли на войны и крестовые походы, искали и находили веру.
Коринфские колонны на мраморном основании.
Коринфские колонны на мраморном основании.
Внутренний вид Мозаика базилики Сан-Марко 12 век.
Если купола и потолки символизируют небеса, то, в полном согласии с византийскими архитектурными традициями, полы символизируют землю. 2099 квадратных метров полов покрыты искусными геометрическими и натуралистическими мраморными мозаичными узорами.
Если купола и потолки символизируют небеса, то, в полном согласии с византийскими архитектурными традициями, полы символизируют землю. 2099 квадратных метров полов покрыты искусными геометрическими и натуралистическими мраморными мозаичными узорами.
Полная симметрия. Мастера-мозаичисты были приглашены в Венецию из Константинополя, Греции.
Мозаичный бестиарий на полу базилики.
Монохромная мозаика на полу с павлинами (в технике «opus tessellatum»), символами бессмертия. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием.
Монохромная мозаика на полу с павлинами (в технике «opus tessellatum»), символами бессмертия. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием.
Осторожно ступая по хрупким стеблям хмеля...
Осторожно ступая по хрупким стеблям хмеля...
Напольная мозаичная инкрустация.
Напольная мозаичная инкрустация.
Какой грифон вышагивает уже много веков, не боясь воды во время разливов и потоплений....!
Какой грифон вышагивает уже много веков, не боясь воды во время разливов и потоплений....!
Особая каменная плита с сердцем и внутри герцогским рогом с ежом: под этим камнем погребено сердце дожа Франческо Эриццо (1566 — 1646, 98-й венецианский дож). Еж - это символ семьи Эриццо, а шапка в виде рога - обязательный атрибут каждого дожа Венеции.
Особая каменная плита с сердцем и внутри герцогским рогом с ежом: под этим камнем погребено сердце дожа Франческо Эриццо (1566 — 1646, 98-й венецианский дож). Еж - это символ семьи Эриццо, а шапка в виде рога - обязательный атрибут каждого дожа Венеции.
В основном узоры геометрические, но тут и там попадаются изображения животных или флористические мотивы.
В основном узоры геометрические, но тут и там попадаются изображения животных или флористические мотивы.
Северный купол, западный притвор. 1215-35 гг.
Южный цилиндрический свод, западный притвор. 1215-35 гг.
В западном притворе (фактически переднем крыльце) находятся мозаики, рассказывающие историю Ноя и Всемирного потопа. Они выполнены в романском стиле и датируются 13 веком (1215–1235 гг.). В верхнем ряду изображены Ной и его сыновья, строящие ковчег, а внизу животные (парами) и семья Ноя садятся в ковчег
Перекрестный (Вознесенский) купол. 1175-1200 гг.
Перекрестный (Вознесенский) купол. 1175-1200 гг.
Перегородка. На сводах снова мозаика в золоте святых.
Перегородка. На сводах снова мозаика в золоте святых.
Готический иконостас Пьер Паоло и Якобелло далле Мазенье (1394) - поперечная алтарная перегородка из цветного мрамора, отделяющая, по восточному обычаю, пресбитерий, отведенной специально для духовенства, от остального пространства храма. Наверху четырнадцать статуй по сторонам от большого креста изображают двенадцать апостолов, деву Марию и святого Марка.
Готический иконостас Пьер Паоло и Якобелло далле Мазенье (1394) - поперечная алтарная перегородка из цветного мрамора, отделяющая, по восточному обычаю, пресбитерий, отведенной специально для духовенства, от остального пространства храма. Наверху четырнадцать статуй по сторонам от большого креста изображают двенадцать апостолов, деву Марию и святого Марка.
«Золотой алтарь» - Пала д’Оро.  алтарный образ, установленный у главного алтаря базилики. Размеры алтаря составляют 3,34 на 2,51 метра. Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках. Во время правления дожа Энрико Дандоло в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода из монастыря Пантократора в Константинополе в Венецию были привезены эмалевые пластинки, составляющие сейчас верхнюю часть алтаря. Нижняя часть алтаря была заказана в период правления дожа Пьетро Дзиани (1205—1229 годы) у византийских мастеров.
«Золотой алтарь» - Пала д’Оро. алтарный образ, установленный у главного алтаря базилики. Размеры алтаря составляют 3,34 на 2,51 метра. Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках. Во время правления дожа Энрико Дандоло в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода из монастыря Пантократора в Константинополе в Венецию были привезены эмалевые пластинки, составляющие сейчас верхнюю часть алтаря. Нижняя часть алтаря была заказана в период правления дожа Пьетро Дзиани (1205—1229 годы) у византийских мастеров.
Это невероятно!! Алтарный экран из золота буквально усыпан сотнями драгоценных камней. Трудно себе представить, но перед нами: 1 тыс. 300 жемчужин, 300 изумрудов, 300 сапфиров, 400 гранатов, 100 аметистов и ещё ... рубины, топазы...
Это невероятно!! Алтарный экран из золота буквально усыпан сотнями драгоценных камней. Трудно себе представить, но перед нами: 1 тыс. 300 жемчужин, 300 изумрудов, 300 сапфиров, 400 гранатов, 100 аметистов и ещё ... рубины, топазы...
Реликварий, каменный ящик, в котором хранятся мощи св. Марка Евангелиста — покровителя не только этой базилики, но и всего города.
Реликварий, каменный ящик, в котором хранятся мощи св. Марка Евангелиста — покровителя не только этой базилики, но и всего города.
Иисус с 12 апостолами. Иконостас.
Иисус с 12 апостолами. Иконостас.
Киворий, или дарохранительница над гробницей св.Марка, высечен из глыбы драгоценного зеленого восточного мрамора и покоится на четырех колоннах 13 века из известкового алебастра. Четыре колонны, вероятно, были привезены в Венецию из Константинополя где-то после 1204 года, когда лидеры Четвертого крестового похода разграбили столицу Византийской империи. Они были установлены на своем нынешнем месте в первой половине 13 века (около 1220-х годов). Хотя различия в качестве изготовления указывают на то, что две колонны были выполнены мастером-резчиком, а две - помощниками мастера, все четыре колонны, по-видимому, были изготовлены в одной византийской мастерской. То, что сцена Распятия изображает Христа как Мистического Агнца (не показано), предполагает, что колонны были созданы до того, как этот символ был запрещен Трулланским собором 692 года.
Колонны Кибория, Сан-Марко, Деталь Закхея. «Закхей»: Закхей, главный сборщик налогов, взобравшийся на смоковницу, чтобы мельком увидеть Иисуса, очарован личным приглашением Иисуса к общению (Луки 19:1-10). Эта рельефная резьба является деталью одной из четырех алебастровых колонн, поддерживающих киборий над главным алтарем базилики Сан-Марко. Каждый из четырех столбцов разделен на девять горизонтальных полос; В каждой группе есть девять небольших ниш (всего 324 ниши), заполненных фигурами, повествующими о 108 эпизодах из жизни Иисуса Христа и его матери Марии, взятых из канонических Евангелий, особенно от Луки и Иоанна, апокрифических Евангелий Иакова и Никодим и византийский цикл «двенадцати праздников» (Додекаортион).
Колонны Кибория, Сан-Марко, Деталь Закхея. «Закхей»: Закхей, главный сборщик налогов, взобравшийся на смоковницу, чтобы мельком увидеть Иисуса, очарован личным приглашением Иисуса к общению (Луки 19:1-10). Эта рельефная резьба является деталью одной из четырех алебастровых колонн, поддерживающих киборий над главным алтарем базилики Сан-Марко. Каждый из четырех столбцов разделен на девять горизонтальных полос; В каждой группе есть девять небольших ниш (всего 324 ниши), заполненных фигурами, повествующими о 108 эпизодах из жизни Иисуса Христа и его матери Марии, взятых из канонических Евангелий, особенно от Луки и Иоанна, апокрифических Евангелий Иакова и Никодим и византийский цикл «двенадцати праздников» (Додекаортион).
Фигура Евангелиста.
Фигура Евангелиста.
В алтарном приделе.
В алтарном приделе.
Мозаика 12 века. Иоанн Креститель.
Глава Пророка Авраама.
Глава Пророка Авраама.
Пророк, Святой Елисей, в Библии показан сострадательным человеком, готовым прийти на помощь бедным. Мощи пророка Елисея были привезены в Равенну в 718 году и помещены в часовне церкви Сан-Лоренцо, посвященной святым Гервазио и Протасио ( 425 г. н.э.). В 1603 году эта церковь была разрушена, и следы реликвий были утеряны, за исключением головы Елисея, которая выставлена ​​в базилике Сан-Аполлинаре Нуово (Равенна).
Пророк, Святой Елисей, в Библии показан сострадательным человеком, готовым прийти на помощь бедным. Мощи пророка Елисея были привезены в Равенну в 718 году и помещены в часовне церкви Сан-Лоренцо, посвященной святым Гервазио и Протасио ( 425 г. н.э.). В 1603 году эта церковь была разрушена, и следы реликвий были утеряны, за исключением головы Елисея, которая выставлена ​​в базилике Сан-Аполлинаре Нуово (Равенна).
Голова пророка. Мозаика, 13 век, работы Венето-Византийской школы.
Голова пророка. Мозаика, 13 век, работы Венето-Византийской школы.
Эмоции на мозаике 14 века! Святой Варфоломей совершает крещение в Индии. Хранится в верхней галерее базилики.
Эмоции на мозаике 14 века! Святой Варфоломей совершает крещение в Индии. Хранится в верхней галерее базилики.
Голова короля, похожая на Магомета II (Фатих Султан Мехмет) работы византийской школы Венето.
Голова короля, похожая на Магомета II (Фатих Султан Мехмет) работы византийской школы Венето.
Воин.
Воин.
Верхний нартекс храма. Оригинал. Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя. Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией.
Верхний нартекс храма. Оригинал. Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя. Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией.
Праздничные цвета обрамляют водосток.
Праздничные цвета обрамляют водосток.
Каменные фигуры между верхними арками несут кувшины. Через урны-кувшины были пропущены трубы для отвода дождевой воды с крыши базилики. Воду сделали питьевой для города, собирая ее и пропуская через ряд фильтров. Фигуры, дающие воду, также символизировали новую жизнь, принесенную человеку проповедью христианского Евангелия.
Только эти наблюдатели сверху подвижны и терпеливы, как узреют вкусную добычу в руках зазевавших туристов. "Нам сверху видно всё, ты так и знай!"
Только эти наблюдатели сверху подвижны и терпеливы, как узреют вкусную добычу в руках зазевавших туристов. "Нам сверху видно всё, ты так и знай!"
Мозаичная сцена вознесения Иисуса.
Мозаичная сцена вознесения Иисуса.
Другой ракурс этой же сцены.
Другой ракурс этой же сцены.
С террасы хорошо обозревается Дворец Дожей, который был центром правительства Венеции в течение многих столетий.
С террасы хорошо обозревается Дворец Дожей, который был центром правительства Венеции в течение многих столетий.
Святой Николай.
Библейские сцены с верхней галереи.
Библейские сцены с верхней галереи.
Терновый венец.
Терновый венец.
Золотые сны
Золотые сны
1-й малый купол Иосифа. Иосиф увидел во сне снопы пшеницы, солнце, луну и одиннадцать звезд...и много всяких испытаний было потом.
1-й малый купол Иосифа. Иосиф увидел во сне снопы пшеницы, солнце, луну и одиннадцать звезд...и много всяких испытаний было потом.
Купол Иосифа. История, рассказанная в первом куполе Иосифа, сообщает, что несчастье постигло Иосифа, как только он рассказал другим о своих предчувствиях; Иосиф сталкивается с аналогичными трудностями во втором куполе, но затем в третьем куполе повествование завершается успехом Иосифа в качестве личного провидца («снотворца») фараона. Мораль этой истории в том, что он смог достичь царского положения, поверив в свои пророческие видения, несмотря на все свои земные препятствия.
Купол Иосифа. История, рассказанная в первом куполе Иосифа, сообщает, что несчастье постигло Иосифа, как только он рассказал другим о своих предчувствиях; Иосиф сталкивается с аналогичными трудностями во втором куполе, но затем в третьем куполе повествование завершается успехом Иосифа в качестве личного провидца («снотворца») фараона. Мораль этой истории в том, что он смог достичь царского положения, поверив в свои пророческие видения, несмотря на все свои земные препятствия.
Три купольные мозаики в атриуме изображают всю историю Иосифа с акцентом на его сны, образы царской власти и образы Египта. Святой покровитель церкви Марк Евангелист проповедовал в Александрии, а позже, плывя возле Венецианской лагуны, увидел сон, в котором ангел сказал ему, что он неизбежно снова окажется в Венеции.
Три купольные мозаики в атриуме изображают всю историю Иосифа с акцентом на его сны, образы царской власти и образы Египта. Святой покровитель церкви Марк Евангелист проповедовал в Александрии, а позже, плывя возле Венецианской лагуны, увидел сон, в котором ангел сказал ему, что он неизбежно снова окажется в Венеции.
Цикл мозаик центрального нефа начинается с пресвитерия, где в куполе помещено изображение Богородицы в окружении пророков, показывающих ей свитки с текстами своих пророчеств о пришествии Мессии. Рядом с Марией стоит пророк Исаия, указывающий на изображённого в центре купола безбородого юношу, и произносит свои знаменитые пророческие слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
Своды и верхние стены покрыты мозаикой с золотым фоном, изображающей святых, пророков и библейские сцены.
Своды и верхние стены покрыты мозаикой с золотым фоном, изображающей святых, пророков и библейские сцены.
Своды, неф и трансепт. Мозаика 12 века.
Часовня Мадонны деи Масколи. В базилике есть несколько часовень, посвящённых Мадонне.
Нужно ли говорить о том, что золотой свет, идущий от стеклянных тессер мозаики на золотой фольге, в полутёмных интерьерах раннехристианских храмов ассоциировался с божественным светом. Это же чувство я описала в своих фотоальбомах о Равенне.
Патриарх Элий и Святой Никола де Толентино. 15-16 вв.
Патриарх Элий и Святой Никола де Толентино. 15-16 вв.
Синайский завет. Странствие народа по пустыне: пустыня Сур, пустыня Син, Рефидим. Заключение Завета.
Синайский завет. Странствие народа по пустыне: пустыня Сур, пустыня Син, Рефидим. Заключение Завета.
Золотое мозаичное убранство базилики Святого Марка, как и любого значимого храма  - это история христианского спасения.
На мозаике:  Богоматерь со святыми Иоанном Богословом и Марком Евангелистом.
Золотое мозаичное убранство базилики Святого Марка, как и любого значимого храма - это история христианского спасения. На мозаике: Богоматерь со святыми Иоанном Богословом и Марком Евангелистом.
Купол Сошествия Духа Святого
Купол Сошествия Духа Святого
Портал Сант Алипио. Люнет. Перенесение тела Святого Марка в собор. Мозаика, 1265 г. Весь храм - уникальное визуальное золотое чудо!
Портал Сант Алипио. Люнет. Перенесение тела Святого Марка в собор. Мозаика, 1265 г. Весь храм - уникальное визуальное золотое чудо!
И рассматривать бы фасад и рассматривать...
Согласно преданию, апостол Марк бывал на месте Венеции, хотя самого города тогда еще не существовало. Он помогал апостолу Петру в проповеди и основании церковной общины в городе Аквилее – это был большой город около будущей Венеции (Аквилея была важнейшим торговым и военным центром Римской Империи, являясь форпостом римлян на северо-восточном направлении для походов на даков). Когда Марк плыл в Аквилею по Венецианской лагуне, разразилась буря, и ему явился Архангел Гавриил, который сказал: «Мир тебе, Марк. Здесь упокоится тело твое». Но Марк пострадал в Александрии Египетской, и его мощи долгое время почивали там. Однако позже, как мы знаем и о чём рассказывают мозаики и рельефные фигуры, пророчество стало сбываться.
Согласно преданию, апостол Марк бывал на месте Венеции, хотя самого города тогда еще не существовало. Он помогал апостолу Петру в проповеди и основании церковной общины в городе Аквилее – это был большой город около будущей Венеции (Аквилея была важнейшим торговым и военным центром Римской Империи, являясь форпостом римлян на северо-восточном направлении для походов на даков). Когда Марк плыл в Аквилею по Венецианской лагуне, разразилась буря, и ему явился Архангел Гавриил, который сказал: «Мир тебе, Марк. Здесь упокоится тело твое». Но Марк пострадал в Александрии Египетской, и его мощи долгое время почивали там. Однако позже, как мы знаем и о чём рассказывают мозаики и рельефные фигуры, пророчество стало сбываться.
Два два купца из Венеции, Буоно Трибуно с Маламокко (Buono Tribuno da Malamocco) и Рустик с Торчелло (Rustico da Torcello), отправились на кораблях в Александрию и сумели хитростью овладеть хорошо охраняемые мощи Евангелиста Марка. Но как перевезти их? Много сцен бочаров, бочек мы видим здесь на своде. Для того, чтобы пройти таможню, купцы накрыли мощи свиным мясом – зная, что таможенники-мусульмане побрезгуют к нему прикоснуться. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Этот сюжет тоже можно увидеть и в убранстве собора апостола Марка – он выложен из мозаики в самом правом люнете.
Два два купца из Венеции, Буоно Трибуно с Маламокко (Buono Tribuno da Malamocco) и Рустик с Торчелло (Rustico da Torcello), отправились на кораблях в Александрию и сумели хитростью овладеть хорошо охраняемые мощи Евангелиста Марка. Но как перевезти их? Много сцен бочаров, бочек мы видим здесь на своде. Для того, чтобы пройти таможню, купцы накрыли мощи свиным мясом – зная, что таможенники-мусульмане побрезгуют к нему прикоснуться. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Этот сюжет тоже можно увидеть и в убранстве собора апостола Марка – он выложен из мозаики в самом правом люнете.
Решение о строительстве величественного храма в честь покровителя Венеции принял дож Джустиниано Партечипацио, сын дожа Анжело. Однако воплотил это решение в жизнь следующий дож из семейства Партечипаци, Джованни (Giovanni). Он же установил должность настоятеля базилики (primicerio) и состав ее клира.

Мощи были помещены в бронзовую раку и положены в храме не открыто, но таким образом, что о месте их нахождения знали только дож и настоятель базилики.
Решение о строительстве величественного храма в честь покровителя Венеции принял дож Джустиниано Партечипацио, сын дожа Анжело. Однако воплотил это решение в жизнь следующий дож из семейства Партечипаци, Джованни (Giovanni). Он же установил должность настоятеля базилики (primicerio) и состав ее клира. Мощи были помещены в бронзовую раку и положены в храме не открыто, но таким образом, что о месте их нахождения знали только дож и настоятель базилики.
Тем не менее, уже стемнело, пора прощаться с базиликой Сан Марко. До новых скорых встреч! Базилика Сан Марко – настоящяя феерия византийской магии.
Тем не менее, уже стемнело, пора прощаться с базиликой Сан Марко. До новых скорых встреч! Базилика Сан Марко – настоящяя феерия византийской магии.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
Яндекс.Метрика
[ 0,18248 ] / [ 82 ] / [ 0,12890 ]