Фотоальбом

Витражи Шартра.

4
Запустить слайдшоу

Уникальные витражи Шартра. Огромный ансамбль средневековых, более 150 окон, созданных в большинстве своём в 12 веке. Это единственный в мире собор, где сохранилось такое количество витражей готического и романского стилей.  Библия в стекле и цвете. На 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Посмотрим?

Как в средневековье создавались витражи? Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи.
Как в средневековье создавались витражи? Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи.
Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Когда солнечный свет проходит через стекла витражей, он создает мягкое голубое свечение, которое получило название "шартрская синь".
Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Когда солнечный свет проходит через стекла витражей, он создает мягкое голубое свечение, которое получило название "шартрская синь".
Витраж "История Святой Магдалины".
Витраж "История Святой Магдалины".
Витраж "Притча о добром самаритянине".
Витраж "Притча о добром самаритянине".
Витраж "История сметри, погребения и вознесения Богородицы".
Витраж "История сметри, погребения и вознесения Богородицы".
Витраж "Чудеса Богородицы".
Витраж "Чудеса Богородицы".
Ангел.
Ангел.
Восточные витражи над алтарём.
Восточные витражи над алтарём.
Как создвали витражи? Какова была технология? Варили стекло в сферических печах, а вместо тиглей использовали глиняные горшки. Порошки из окисей металлов, которые использовались и для приготовления красок, смешивались с расплавленным стеклом, что позволяло добиться получения нескольких спектральных оттенков. При использовании окиси кобальта получался синий цвет, марганец давал пурпурный оттенок, медь и железо – зеленый.
Как создвали витражи? Какова была технология? Варили стекло в сферических печах, а вместо тиглей использовали глиняные горшки. Порошки из окисей металлов, которые использовались и для приготовления красок, смешивались с расплавленным стеклом, что позволяло добиться получения нескольких спектральных оттенков. При использовании окиси кобальта получался синий цвет, марганец давал пурпурный оттенок, медь и железо – зеленый.
Божественный свет витражного окна.
Божественный свет витражного окна.
Как создавлась такие ультра-мариновые окна? 
Стекла окрашивали в синий цвет минеральными красителями из солей кобальта и берлинской лазурью (турнбулева синь). Оттенок «шартрская синь» до сих пор представляет собой секрет для изготовителей витражей.
Как создавлась такие ультра-мариновые окна? Стекла окрашивали в синий цвет минеральными красителями из солей кобальта и берлинской лазурью (турнбулева синь). Оттенок «шартрская синь» до сих пор представляет собой секрет для изготовителей витражей.
«Богоматерь» или же «голубая Дева». Изображение чудом пережило пожар 1194 года. Витражи с ангелами добавлены позже в 13 веке.
«Богоматерь» или же «голубая Дева». Изображение чудом пережило пожар 1194 года. Витражи с ангелами добавлены позже в 13 веке.
Фрагмент витража "Богородица из красивого стекла".
Фрагмент витража "Богородица из красивого стекла".
Ажурная геометрия витража.
Ажурная геометрия витража.
Южный витраж. Жизнь Марии. 1212 г.
Южный витраж. Жизнь Марии. 1212 г.
Витраж "Знаки зодиака". 13 век.
Геометрия. Система вращающихся квадратов, построенных на серединах сторон предыдущего квадрата, отличноработала как при строительстве башни, так и при создании витража.
Геометрия. Система вращающихся квадратов, построенных на серединах сторон предыдущего квадрата, отличноработала как при строительстве башни, так и при создании витража.
Гризайль: Святой Пиатус, держащий книгу, стоит на постаменте под балдахином.
Гризайль: Святой Пиатус, держащий книгу, стоит на постаменте под балдахином.
Показывая сцены из жизни Карла Великого, императора Священной Римской империи (годы правления 800–814 гг.).  Это окно, расположенное с левой стороны ризницы между апсидальными часовнями, было подарено шартрскими меховщиками, которые появляются на нижней левой панели.
Показывая сцены из жизни Карла Великого, императора Священной Римской империи (годы правления 800–814 гг.). Это окно, расположенное с левой стороны ризницы между апсидальными часовнями, было подарено шартрскими меховщиками, которые появляются на нижней левой панели.
Есть несколько батальных сцен с рыцарями в доспехах и одна, показывающая рыцарский поединок императора . Враг — неверные мавританской Испании, у которых щиты круглые, в отличие от каплевидных щитов западных рыцарей.
Есть несколько батальных сцен с рыцарями в доспехах и одна, показывающая рыцарский поединок императора . Враг — неверные мавританской Испании, у которых щиты круглые, в отличие от каплевидных щитов западных рыцарей.
Оконные витражи готических храмов сравнивались с ювелирными украшениями. У меня они ещё вызывают ассоциацию ярких восточных ковров.
Оконные витражи готических храмов сравнивались с ювелирными украшениями. У меня они ещё вызывают ассоциацию ярких восточных ковров.
Жития святого Симона и Иуды. Донор витража: Анри Нобле, каноник.
Жития святого Симона и Иуды. Донор витража: Анри Нобле, каноник.
Витраж Жизни Карла Великого.
Витраж Жизни Карла Великого.
Окно Карла Великого, по праву считающееся одним из самых красивых в истории окон Шартрского собора, расположено в северо-восточной промежуточной радиальной часовне датировано примерно 1225 г.
Окно Карла Великого, по праву считающееся одним из самых красивых в истории окон Шартрского собора, расположено в северо-восточной промежуточной радиальной часовне датировано примерно 1225 г.
Треугольники и квадраты – основа готических пропорций. Построения на основе треугольников и квадратов – методы достижения гармонии в готике.
Гризайль и Сен-Ремигиус.
Гризайль и Сен-Ремигиус.
Северная роза приблизительно 1210 год. Геометрически: дважды повернув исходный квадрат вокруг центра сначала на 30°, потом на 60°,
получаем двенадцатиугольник. Он чаще других многоугольников является основой для создания окна-розы.
Северная роза приблизительно 1210 год. Геометрически: дважды повернув исходный квадрат вокруг центра сначала на 30°, потом на 60°, получаем двенадцатиугольник. Он чаще других многоугольников является основой для создания окна-розы.
Религиозные образы на цветном стекле теперь представляются по-новому: в виде рукописных текстов, в которых описывается жизненный путь и подвиги святых.
Для того чтобы добиться рубинового цвета стекло «отжигали», нанося на белый лист материала, тонкий слой с содержанием двуокиси меди.
Для того чтобы добиться рубинового цвета стекло «отжигали», нанося на белый лист материала, тонкий слой с содержанием двуокиси меди.
Окно-роза на северном фасаде прославляет Богородицу (в центре) с младенцем Иисусом на коленях. В пяти оконных проёмах слева направо: Мелхиседек и Навуходоносор, Давид и Саул; святая Анна с младенцем Мартией на руках; Соломон и Иеровоам; Аарон. По сторонам розы - знаки франции и Кастилии.
Окно-роза на северном фасаде прославляет Богородицу (в центре) с младенцем Иисусом на коленях. В пяти оконных проёмах слева направо: Мелхиседек и Навуходоносор, Давид и Саул; святая Анна с младенцем Мартией на руках; Соломон и Иеровоам; Аарон. По сторонам розы - знаки франции и Кастилии.
Витраж "Притча о чудесном ребёнке".
Витраж "Притча о чудесном ребёнке".
Яркий кобальтовый синий токсичен при проглатывании или вдыхании. Опасная была работа!
Яркий кобальтовый синий токсичен при проглатывании или вдыхании. Опасная была работа!
Окна и витражи Шартрского собора разрывают сумрак внутреннего пространства и становятся его ярким, играющим в лучах света, акцентом.
Окна и витражи Шартрского собора разрывают сумрак внутреннего пространства и становятся его ярким, играющим в лучах света, акцентом.
Вандомская часовня. Позже, благодаря отмене размерных ограничений, выбор сюжетов для создания витражей стал свободнее, популярными были «балдахинные фигуры». Изменилось и обрамление оконных витражей: незатейливые формы сменились на огромные замысловатые балдахины из цветного стекла. В одном окне могло поместиться сразу несколько вертикально расположенных фигур.
Вандомская часовня. Позже, благодаря отмене размерных ограничений, выбор сюжетов для создания витражей стал свободнее, популярными были «балдахинные фигуры». Изменилось и обрамление оконных витражей: незатейливые формы сменились на огромные замысловатые балдахины из цветного стекла. В одном окне могло поместиться сразу несколько вертикально расположенных фигур.
Погрешности средневековых стекол, кстати сказать, только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.
Погрешности средневековых стекол, кстати сказать, только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.
История Святого Николая. Доноры: аптекари.
История Святого Николая. Доноры: аптекари.
Витраж "История Святого Иосифа".
Витраж "История Святого Иосифа".
Витраж "История Святого Лубина". Доноры: Торговцы вином.
Витраж "История Святого Лубина". Доноры: Торговцы вином.
Использование разнообразных конструкций окон в Шартре, стало примером, который широко использовали при последующем строительстве соборов и церквей.
Использование разнообразных конструкций окон в Шартре, стало примером, который широко использовали при последующем строительстве соборов и церквей.
Витраж Святого Евстахия. Доноры: драпировщики и меховщики.
Витраж Святого Евстахия. Доноры: драпировщики и меховщики.
Витражи средних веков имели свои особенности – дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки нерастворившегося песка, воздушные пузырьки.
Витражи средних веков имели свои особенности – дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки нерастворившегося песка, воздушные пузырьки.
Окна-розетки можно назвать одним из самых изысканных достижений духовной выразительности средневековья. Эти работы назывались «глазами небес», благодаря смешению в них символического и реального. Они представляли Христа и Деву Марию, как истинных источников веры и спасения. Форма окна-розетки была максимально приближена к священному символу Вселенной - мандале. Конструкция имела точный математический расчет, который усиливал чистоту и гармонию божественного начала. Благодаря этим качествам, такое окно считалось указателем пути к познанию истины и спасению.
Окна-розетки можно назвать одним из самых изысканных достижений духовной выразительности средневековья. Эти работы назывались «глазами небес», благодаря смешению в них символического и реального. Они представляли Христа и Деву Марию, как истинных источников веры и спасения. Форма окна-розетки была максимально приближена к священному символу Вселенной - мандале. Конструкция имела точный математический расчет, который усиливал чистоту и гармонию божественного начала. Благодаря этим качествам, такое окно считалось указателем пути к познанию истины и спасению.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
Яндекс.Метрика
[ 0,25235 ] / [ 83 ] / [ 0,16038 ]