О лишайнике вы заговорите, когда попадёте в настоящую Шотландию, в Высокогорье или даже в прибрежные городки как Сент-Эндрюс. В этой заметке я расскажу в прозе, иногда стихами об уникальном микро-организме, что неразрывно связан с гордостью Шотландии и национальным достоянием страны.
Причина лёгкого головокружения в горах и лесах Шотландии — перенасыщение воздуха кислородом. Это место — царство лишайника, такого важного организма, питающего фауну Шотландии и помогающего человеку. Лишайник никогда не «поселится» там, где воздух загрязнён, где «поллютанты» и загазованность. Лишайники совершенно не переносят загрязнения воздуха. По английски — lichens, произносится — лайкен. В силу того, что лишайник растёт ОЧЕНЬ медленно, годами, десятилетиями…и когда стволы деревьев покрыты сплошным лишайниковым ковром — это работа микро-организмов в течении нескольких лет.
«Выступит ли где из вод океана подводный утёс, — писал Климент Тимирязев, — оторвётся ли обломок скалы, обнажив свежий излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, — всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первым появляется лишайник… Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли и только по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни».
Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение. Это — первопроходцы, пионеры растительности. Разноцветной чешуйчатой корочкой они покрывают стены каменных зданий, старых деревьёв, кутарников. Другие виды лишайников свисают с ветвей деревьев, придавая лесу таинственный, волшебный вид.
«Цепкий плаун (мох) колючими хищными лапами ложится на темно-зелёную, пышную грудь лишаёв.
Суровый вереск бесстрастный, как старик, стоит в изголовье.
Сохнет олений мох, грустно вздыхая, когда вся в изумрудах ползёт зеленица.
В медных шлемах, алея, стройно идут тучи войска кукушкина льна.
А кругом пухом северных птиц бледно-зелёные мхи. — Алексей Ремизов («В плену. Северные цветы», 1903)
Наиболее неприхотливы накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки. Они настолько плотно врастают в скалы и горные породы.
Сказочный вид лесу придаёт бородатый лишайник, или уснея (Usnea barbata). Его «борода» вырастает несколько метров в длину. Получаемая из неё усниновая кислота убивает бактерии, помогает заживлению ран. Отвары различных лишайников известны в народной медицине как взбадривающее и противовоспалительное средство. Лишайники используют при изготовлении пудры, духов, душистых сортов мыла. Из них получают лакмус, без которого не обходится ни одна химическая лаборатория.
Лакмус — старейший индикатор, используемый в химии. Всем известны лакмусовые бумажки, представляющие из себя пропитанную лакмусом фильтровальную бумагу. Лакмус и близкий к нему орхинол получают из лишайников рода Рочелла (Roccella). Помните из школьной программы химии — лакмусовая бумага? Впервые лакмус был применён в качестве химического реагента и индикатора других веществ около 1300 г. испанским врачом и алхимиком Арнальдусом де Виланова (Arnaldus de Villanova).
В тундре, в лесах с суровым климатом ягель, разновидность лишайника на вес золота у рогатых животных. Зимой олени и горные бараны без лишайников пропали бы. Олени и бараны своими широкими копытами усердно раскапывают снег и добираются до ягеля. Кстати сказать, ягель чрезвычайно морозостоек, однако растёт — очень медленно, считанные миллиметры в год.
Лишайники любят морской климат, влагу. Поэтому некоторые их виды можно видеть на валунах, прибрежных камнях, скалах.
Лишайники — специфические эко-системы, сотоящие из гриба и водорослей. Лишайник, прикрепляясь к различным субстратам (ствол деревьев, окаменелость) из этой поверхности не берут ничего. Они самодостотаточны. Вот это самое лучшее их качество! Лишайники держатся на поверхности. Так как гриб не может потреблять углерод из воздуха самостоятельно и питается только за счет органического вещества образуемого растениями, он всегда зависит от посторонних, строго определенных, источников пищи. Чтобы получить «территориальную независимость» гриб срастается с водорослями, которые перерабатывают при помощи хлорофилла углекислый газ воздуха. В обмен на это водоросли получают «защиту», которую им дают плотные ткани гриба. Таким образом лишайник — это общежитие или микроэкосистема. Лишайники усваивают солнечную энергию, которая попадает в эко-систему и перерабатывается там в органическое вещество. Так они важнейшие системы в биосфере.
Слово «лишайник» пришло из Древней Греции. Термин впервые был введен Теофрастом, бывшем современником Платона и Аристотеля и жившем в 371–284 г.г. до нашей эры.
Существует более 25 тыс. разновидностей лишайника. Обычно лишайники делятся на три общих вида: накипные (на окаменелостях: асципилия калоплака, (к)сантория лецидея), листоватые (пармелия), куститые (как трубочки, воронки на шотландских деревьях, известные под названием кладония цетрария).
Лишайник — Цетрария исландская (Cetraria islandica) внешне напоминает строение лёгких. Многие народности применяли лекарство из этого лишайника против многих недугов. Народная медицина использовала исландский мох издавна. Конечно, названия его в разных местностях были иными — лопастянка, сухоборный мох и другие. Лечили им бронхиты, другие простудные заболевания, различные воспалительные процессы желудочно-кишечного тракта. Помогали препараты из цетрарии при излечении гнойных ран, ожогов, обморожений. Даже излечивала чахотку, поднимала на ноги совсем безнадёжно больных людей. Серьезные исследования показали, что антимикробным действием в лишайнике обладает прежде всего усниновая кислота — сильный природный антибиотик. Да и противовирусное действие это лишайниковое вещество оказывает. В современной медицине применяют в основном натриевую соль усниновой кислоты — уснинат натрия. Во время постоянных простуд, бронхитов, кашля — заварите в термосе столовую ложку исландского мха для принятия натощак ¾ раза в день по две столовых ложки.
В Исландии, например, до сих пор популярны сорта хлеба, выпекающие из порошка лишайника — кладония. Из одной части лишайниковой и одной части пшеничной муки получается вкусное печенье. Скандинавские моряки брали с собой хлеб, испеченный с добавлением лишайниковой муки. Такой хлеб долго не плесневеет и меньше страдает от жучков. С добавками Цетрарии исландской можно приготовить самые раз- ные блюда: кисели, студни, закусочные пасты. Во всех рецептах используют лишайник, отмытый от лишайниковых кислот.
То, что касается натурального красителя — тут лишайник незаменим. Лишайники были одним из источников получения пурпурной краски, и эта краска была даже более привлекательна, чем знаменитый тирский пурпур, получаемый из моллюсков. Гай Плиний Старший пишет, что пурпур начали смешивать с красителями сухопутного происхождения: материю, окрашенную кермесом, перекрашивали пурпуром, чтобы получить hisginum (греческая краска растительного происхождения). Лишайниковый пурпур был известен древним египтянам, финикийцам, грекам, римлянам. Его получали из лишайника Рочеллы красильной (Roccella tinctoria), растущего на прибрежных средиземноморских скалах. Лишайники были одним из источников получения пурпурной краски, и эта краска была даже более привлекательна, чем знаменитый тирский пурпур, получаемый из моллюсков.
После падения Римской империи искусство окраски с помощью лишайников в Западной Европе было утеряно на протяжении нескольких веков. Этому способствовало вторжение арабов, которые считали мочевину, необходимую в производстве краски, нечистой. И только в 15 веке флорентийский купец Федериго возродил этот процесс после поездок на греческие острова. Он вернулся во Флоренцию и основал производство краски, сохраняя секрет в течение нескольких лет.
Лишайники являются растениями экстремальных ситуаций. Характерной чертой лишайников является их способность очень бы стро впитывать влагу в виде тумана, росы, дождя, снега, причем количество поглощенной воды у некоторых слизистых лишайников достигает 4000% от их сухой массы. Климат суровый и влажный, такой как в горной Шотландии, — обычная добротная среда жизни и распространения лишайников.
Известный шотландский твид — харрисовый твид, который производят на гэльско-говорящих Внешних Гебридах. И это благодаря не только овцам, их шерсти, но благодаря лишайникам. Ныне на одном только острове Льюис работают 750 прядильщиков. Еще 350 выделывают и красят полотно на небольших текстильных фабриках. Примерно столько же занято и на Харрисе, Барре и Уйсте. В день, в хороший день, один 'твидовый надомник' может выдавать 25 метров первоклассного твидового полотна шириной 150 сантиметров. Больше никто не делает иначе пойдёт брак. Настоящий твид всегда окрашивают растительной краской. Коричневую, желто коричневую и красную краску получают из лишайников; зеленоватую — из ирисов и вереска; синюю — из импортировавшегося индиго. Коричневая краска из лишайников популярна и сегодня, так как придает твиду мягкость и аромат.
Твид родился в Шотландии. И твидом называли шерстяную ткань ручной обработки с прожилками. Это очень прочная и водостойкая ткань. Раньше такую ткань красили в цвета преобладающие в природе Северной Шотландии осенью — коричневый, бледно-зеленый, оттенки лилового, синий. Старый твид обладал особым запахом, потому что его красили натуральными красками, полученными из местного лишайника (crotal). В этом твиде можно было увидеть особые прожилки, причиной которым служил как раз лишайник-основа красителя.
Есть мнение, что ткань сначала называли «твил», но из-за ошибки лондонского торговца тканью, который прочитал слово «твил» как «твид» и стал продавать ткань именно под этим названием, стали называть именно твид.
Лишайниковая краска дает наиболее ценные цвета в шотландской одежде, такие как желто-коричневые и красно-пурпурные оттенки. Полный же спектр оттенков можно получить, смешивая одни цвета с другими. Так, смешивая желтую лишайниковую краску с синим индиго, получали зеленый цвет. Лишайники, использовавшиеся для получения коричневой краски, были листоватыми видами, принадлежащими к роду — Пармелия (Parmelia) и их было легко собирать с камней во влажную осеннюю погоду. Такая лишайниковая краска никогда не производилась в больших промышленных масштабах, а только отдельными фермерами в небольшом количестве. Наиболее часто используемым видом была Пармелия пупковидная (Parmelia omphalodes) и сейчас обычная в западных районах Шотландии. Лишайники высушивали и запасали в мешках. Шерсть, которую окрашивали, сначала хорошенько мыли в горячем растворе соды и мыла, а затем отполаскивали в проточной воде, которая в Шотландии торфяная и кислая. После этого большой чан наполняли чередующимися слоями лишайников и шерсти, взяты ми в пропорции один к одному. Затем котел заливали торфяной водой и варили до получения требуемого оттенка. Окраска получалась очень прочная и не выцветала. Кроме того, лишайниковая краска при дает шерсти приятный запах и отпугивает моль, которая не любит вкус лишайниковых веществ.
Представляете, что лишайники послужили «манной небесной» для древних иудеев? Согласно преданию, когда Моисей вел сынов Израилевых через пустыню, они стали роптать на своего проводника, говоря, что им нечего есть… Вечером прилетели перепелки и покрыли весь стан. Утром же все увидели росу вокруг стана, а когда роса испарилась, то на поверхности пустыни осталась крупа, похожая на иней. Это был небесный хлеб от Господа для всего народа. Израильтяне назвали этот хлеб «манной» (лишайник: Аспицилия съедобная — Aspicilia esculenta, свободноживущий кочующий лишайник, распространенный в пустынных районах) и по вкусу она была, как лепешки с медом.
Красота лишайников божественна. Именно узорчатыми нашлёпками красуется на деревьях лишайник пармелия. Жёлто — оранжевый, издалека заметный лишайник — стенная золотянка, или ксантория. Она действительно золотистого цвета, горит на стволе так ярко, что непонятным кажется, почему не блестит. Словно не природа её сотворила, а умелый ювелир.
Природа дарит нам эти краски, лечение, торжество добра.
Ода лишайнику завершу стихами:
Наша земля ― голова великана,
Мы же ― зверушки, в трущобах волос,
Горы ― короста, лишай ― океаны,
В вечность уходит хозяина нос.
— Николай Клюев («Ягода зреет для птичьего зоба…», 1914)
Берегите нашу эко-систему, наш индикатор чистоты — лишайник. Шотладния гордится своим индикатором чистоты атмосферного воздуха по праву. За этим и стоит приехать в Шотландию.
Сказочными деревья, сказочными пни, сказочными камни вокруг нас делают именно лишайники!