Елизавета Тюдор была одержима своим ииджем и тем, как она хотела, чтобы её видела публика. Портрет-прокламация.
Этот парадный, как его называют, «радужный» портрет написан на закате жизни (один из последних портретов королевы перед её смертью в 1603 году) королевы Елизаветы I, в 1600 (гг.), аллегорически изображая всё её «золотое правление» страной. Портрет хранится в роскошном из оббитым резным красным деревом и выложенным чёрно-белым шахматным мрамором на полу, в Тюдоровском зале поместья Хартфилд, в Англии. Роберт Сесил, 1-й граф Солсбери, в этом зале развлекал своих гостей роскошными банкетами, танцами и масками.
Любопытное место. Именно в поместье Хартфилд, отлучив от матери Анны Болейн, привезли маленькую Елизавету привезли в декабре 1533 года. Спустя несколько лет, именно в этом поместье Елизавета узнала о смерти Марии I в 1558 году и о том, что она была провозглашена королевой Англии.
Головной убор отделан жемчугом в форме полумесяца. Полумесяц - это символ, тесно связанный с Дианой, римской богиней охоты, которая поклялась никогда не выходить замуж; и жемчуг - символ чистоты и женственности. Его бледное сияние ассоциируется с полной Луной. Светящаяся чистота сделала жемчужину символом духовной мудрости и эзотерического знания.
Её задний воротник укреплён крахмалом имеет форму крыльев, напоминающие крылья ангела или феи. Надо сказать, что "Глориана" бало одним из определений елизаветинской эпохи. Глория - Слава. Елизавета желала, чтобы её видели правителем, консолидирующим власть и дарящяей стране эту славу Британии, "правительнице морей".
Её волосы и мочки ушей тоже сверкают драгоценными камнями. В инвентаризации, составленной в 1587 году, говорилось, что она владела 628 ювелирными изделиями более 2000 нарядами (!)
Полупрозрачная фата и тонкое кружево облекают королеву в образ недосягаемой, божественной фигуры.
На левом рукаве извивается змея, украшенная драгоценностями, покрытая рубинами, бриллиантами и жемчугом. Змея здесь прежде всего - символ мудрости из пасти которой мы видим рубиновое сердце. Сама Елизавета, словно змея держит своё сердце напоказ, но никого к нему не подпускает. Более того, змея также может символизировать круг жизни и смерти, чаще - бессмертие.
Змея ещё символизирует приобретение знаний. Над головой змеи находится армиллярная сфера (аналогичная небесному глобусу), которая в эпоху Возрождения была одним из ключевых символов знаний и научного обучения.
Эзотерика связана с политикой, опирающейся на знания астрологов, напоминая смотрящим, что только мудрость королевы может обеспечить мир и процветание. На картине у "радуги" надпись - «Без солнца не бывает радуги»/NON SINE SOLE IRIS (No rainbow without the sun).
Парадные портреты эпохи Тюдоров всегда наполнены шифрами, символизмом и тайными значениями. Этот портрет Элизаветы I работает над созданием очень просчитанного образа королевы.
Например, держа радугу, Елизавета изображается как почти божественное, мифическое существо.
Она сотворила много мифов и прокламаций, вроде этих трёх столпов, трёх китов, держащих страну: Божественность, Девственность и Силу.
Многие предполагают, что на этой картине-аллегории Елизавета походит на греческую мифологическую богиню по имени Астраея, что была богиней справедливости и чистоты в греческой мифологии. Она олицетворяла моральную честность, символизировала справедливость и была надеждой завтрашнего дня. Радуга, как надежда завтрашнего дня, по замыслу заказчика портрета Роберта Сесила была олицетворением, пусть уже уходящей, но сильной королевы Елизаветы I. Богиня Астраея правила людьми во время Золотого века (сравнение с королевой) прежде чем вознестись на небеса.
Великолепие королевы в экстравагантной одежде, соответствующей её королевскому статусу, величию; с большим обилием драгоценностей, жемчужными ожерельями, несколькими рядами браслетов и изумительной брошью в форме креста. Жемчужные драпировки олицетворяют чистоту и помогают продвигать её образ девственности.
На мантии множество говорящих изображений глаз и ушей Её Величества. Она всё знает и всё видит, ничто он неё не может быть скрыто.
На пальцах нет колец, они не нужны королеве, названной «девственницей».
До сих пор нет согласия по авторству этого парадного портрета Елизаветы I; ведутся споры: либо это кисти Федерико Цуккаро, либо Исаака Оливера. Хотя приписывают эту великолепную работу Николасу Хиллиарду, считается, что наиболее вероятный кандидат всё же - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraetrts the Younger - Flemish 1561-1635).
Но портрет, без сомнения - подведение итогов правления Елизаветы Тюдор, таких итогов, каких хотела она сама, оставив своё моложавое личико, как нетленное, нестареющее, как обрегаемое богами.
Благодарю за внимание.
Татьяна Уайт.
Эдинбург. 2025 г.