Звёзды Данте.
Данте Алигьери (1265–1321)
Чтоб понять истину, нужно пройти через лишения и беды.
Скиталец Данте или поиски себя.
Понять Данте хотелось всегда… Но только мы так устроены, что понимание сложного может быть возможно лишь тогда, когда собственный опыт, помноженный на рефлексию выдаёт вопросы и ведёт к ответам через путешествие, через осмысление путей и смысла этого движения. Жизнь скитающегося, потерявшего дом и семью Данте. Об этом и моё эссе — осмысление Данте, его звёзд и его бессмертной «Божественной комедии».
Божественным произведение Данте назвали позже. Комедия — это античный жанр, где есть счастливый конец.
Откуда появилась идея произведения — Начало борьбы. Флоренция.
Потомок знатного рода, Алигьери оказался втянут в политическую борьбу между Папой Римским и германским императором за контроль над Италией. Поэт активно выступал за независимость Флоренции и в 1300 году был избран приором — то есть одним из правителей города. Вскоре в городе одержала верх партия его противников. Поэта сначала приговорили к двум годам тюремного заключения и выплате штрафа в размере пяти тысяч флоринов, а потом постановили казнить. Так начались скитания Данте.
Скитания Данте.
Флоренцию захватили войска Карла Валуа, и власть в республике полностью перешла в руки политических противников Данте «черных гвельфов». Алигьери в 1302 году вместе с другими умеренными представителями партии «белых гвельфов» был изгнан из родного города. Больше во Флоренцию он так не вернулся. После этого он в течение двадцати лет скитался по Италии, разделенной в те времена на множество мелких государств. В годы изгнания Данте успел пожить в Болонии, Луниджьяне, Казентино и даже провел год в Париже. В 1321 году Данте умер в Равенне. Именно в годы изгнания великий поэт написал свою бессмертную «Божественную комедию». Попал ли сам Данте в рай? Кто знает? Его душа скиталась в поиске пристанища и после смерти.
Флоренция.
Во Флоренции, в главном его храме мы видим одиноко висящую картину с Данте, где он изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино.
Флоренция так хотела «вернуть» Данте… Но напрасно. Очевидно, что изгнанных оберегает Бог.
Флоренция надменна, как была изначально, так и сейчас. Флоренция до сих пор ревностно взирает на факт, что и прах Данте находится не на его родине. Но что делать? Смерть застала его на чужбине, на его второй родине, в Равенне, по возвращении из поездки в Венецию.
В 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. Прах поэта остался в Равенне. Останки поэта были спрятаны монахами францисканцами, не желавшими отдавать прах «своего поэта» Флоренции.
Городской муниципальный совет Флоренции (18 июня, 2008 г.) посмертно оправдал сегодня великого итальянского поэта Данте Алигьери. Большинством голосов депутаты проголосовали за отмену приговора, вынесенного в 1302 году. Да что уж сейчас? Равенна своего обретённого сына не отдаст обратно всё равно.
Флоренция буквально молится на витающий в стенах храмов и домов города дух Данте. Почтение поэта сейчас, века спустя, может и реабилитирует наветы и злую судьбу поэта, может рождает вдохновение для музыкантов и кинематографа, но то, что отвергнуто, вернуться в одну реку дважды не может. Где-то в другом месте есть приют гонимой душе скитальца — Равенна.
Равенские звёзды приютили и до сих пор оберегают великого философа. Именно в Равенне Данте пишет песни «Рая», заключительной части своей «Божественной комедии». Данте, должно быть, был ослеплен светом мозаик 6 века внутри византийских базилик Равенны.
Эти удивительные, магические, волшебные звёзды Равенны! Когда я стояла под ними в месяц назад, у меня было чувство полёта, что звёзды уносили сознание куда-то вверх!
Может не просто так они, звёзды были рассыпаны в Равенне 15 столетий назад? Может Равенна хранит в себе код спасения?
В Равенне есть, связанные с Данте «зоны молчания», включающие в себя: гробницу поэта, монастырь и базилику францисканцев. Тишина для рефлексии, мысли.
Равенна.
Данте заканчивал свой главный труд жизни именно в Равенне — итальянском городке в провинции Эмилия-Романья. Господь в трудное время отправляет на наш путь людей-спасителей, города-укрытия, звёзды-светоносцы.
В Равенне поэту дал прибежище сеньор города Гвидо да Полента. Он прибыл в Равенну со своими тремя детьми: Якопо, Пьетро и Антонио. Равенна стала крепостью и кельей-монаха для Данте.
Звёзды Равенны, я уверена, помогли Данте понять истину, понять смысл того, зачем он явился в этот мир. Звёзды настолько сильно повлияли на Данте, что даже свои числа, рождения, важных лет он закодировал в этой Комедии.
Мир планетариума Данте дала именно Равенна.
Умер Данте в возрасте 56 лет. Гвидо Новелло возложил ему на лоб поэтический лавровый венок, в котором Данте было отказано при жизни, но образ Данте у нас ассоциируется в лавровом венке. Мы его и знаем, помним по иллюстрациям — средневековый поэт-мыслитель в лавровом венке победителя.
Победителя Истины? Победил ли он смерть? Благодаря бессмертному литературному творению, наверное можно сказать, что победил.
Захоронение (гробница) Данте в Равенне.
В 1780 году архитектор Камилло Мориджа возводит в Равенне гробницу по заказу папского легата Луиджи Валенти Гонзага, чей герб помещен над входом.
Внутри установлен мраморный саркофаг, в который после возведения этой гробницы был возвращен прах Данте. В память о родном городе Данте в гробнице поэта денно и нощно горит лампада с флорентийским оливковым маслом. Флоренция подпитывет Равенну….каждый год, в сентябре, когда в Равенне идет «Дантов месяц», сюда прибывает костюмированная делегация гонфалоньеров с оливковым маслом.
Над саркофагом находится барельеф 1483 года работы Пьетро Ломбардо, на котором высечен Данте, погруженный в чтение. Саркофаг украшен латинской эпитафией, написанной в 1327 году Бернардо Каначчо. «Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери.»
Гробница напоминает небольшой неоклассический храм с треугольным фронтоном и маленьким куполом. И Данте мы видем изображённого с острыми чертами лица философа. Он погружён в чтение, осмысление. Этот момент — назидание всем нам — Данте всё ещё размышляет, анализирует, мыслит!
Помните Родена с его «Вратами Ада» во Флоренции? И там ведь на барельефе сидит тот самый Мыслитель, который будоражит желанием анализа пути человека…
Закончена «Божественная комедия» была летом 1321 года, а с наступлением осени, 14 сентября этого же года величайшего итальянского поэта не стало. Данте успел завершить главный труд свой жизни. И, Равенна, пожалуй, дала Данте скорее умиротворение и отдохновение от бед жизни, понимание того, что рай есть, через тернистый путь.
А что что до вопросов, которых становится больше, не меньше…
Есть ли спасение, есть ли вообще бытиё после смерти? Что есть источник зла? И что есть любовь, дарует ли она вечность?
О Беатриче очень важно рассказать.
Беатриче (Беатрис) — муза поэта.
У Данте была дама сердца, пусть придуманная, но как он полагал, — божественная, дающая ему силы и вдохновение. Данте и Беатриче виделись лишь два раза в жизни (не важно, что она была замужем за другого, 13-14 века - это и время возвышенного чувства к замужним, время поэтов), как утверждал он сам. Но эти две встречи так повлияли на него, что он пронёс свою возвышенную любовь к ней через всю свою жизнь.
Первый раз он увидел свою музу, Беатриче Портинари в возрасте девяти лет на семейном празднике в доме её отца. Удивительна душа поэта! Питать фантазии, мечты о любви могут только поэты и люди искусства.
Красоту молодости Беатриче унесла смерть, как и в случае красавицы Флоренции Веспуччи, музы Боттичелли в цветущие 24 года.
ЗВЁЗДЫ сошлись? Те же 24 года, та жа Флоренция, красота, благоухание жизни и… конец.
Обожаемая Беатриче у Данте — англелохранитель, посланная Богом. Благодаря именно ей, этой Божественной женщине Данте получает в помощь Вергилия и своего рода оберёг в кругах Ада. Данте хочет дать человеку шанс на спасение через любовь, что вечна и является светоносцем. Символически у Данте Вергилий — символ мудрости и Беатриче — символ благочестия, возвышенной Божественной любви.
Перед путешествием в видение, в сон мы остановились. Врата, портал — это возможность остановиться, сделать вдох и зажмурившись шагнуть вперёд.
Но чему могут научить «прОклятые» за Вратами Ада? Обречённости падения в бездну? - Научить бояться этого греха!
Закон возмездия — страдания. Описать какие страдания ждут грешника важно для Данте.
В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога. В своей «Божественной комедии» Данте тонко и искусно описывает Ад, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилище, где искупают свои грехи, и рай — обитель блаженных.
Читатель Данте отправляется в удивительное путешествие, где каждый новый поворот наполнен смыслом и философскими озарениями.
Тайные мироздания открываются лишь избранным? А может ищущим?
Почему все великие фигуры, даже те, кто отрицал Бога, на смертном одре обращаются к Богу?
Данте задаётся глубокими вопросами философии, мироздания: где находится душа? Чувство центра, влечение к центру, желание воотчию увидеть центр мироздания, центр души.
Данте придумывает устроить его в виде воронки с девятью кругами, связав всю конструкцию с падением Люцифера, с важнейшим сюжетом Священного Писания. Воронка Ада образуется в результате падения ангела, прогневавшего Бога, но она же выталкивает ту землю, которая в результате становится горой Чистилища. Данте использует геометрию, которая необходима в расчетах при создании воронки, кругов, уступов. Он использует идею беспрестанного движения, которое там все время присутствует. Это путь души наверх, через Ад к Раю. Это, прежде всего его личное духовное путешествие.
Есть ли рай небесный, Небесный Иерусалим, в котором после вознесения пребывал Христос и души праведников? Данте отвечает на этот вопрос, описывая ярко своё путешествие. Его описание кругов Ада, его путешествие по ним даёт нам возможность увидеть его глазами что есть Ад и что есть это движение.
Любопытно, но Данте говорит, что перед самым входом в Ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра. Безликая жизнь, без смысла… Но эти люди и там.
В Аду обитает виновный в ссылке папа римский, в чистилище — близкий друг, а в раю — возлюбленная.
В «Божественной комедии» Вергилий выводит Данте из «сумрачного леса», символизирующего духовный тупик, в котором поэт оказался к середине жизни. Миссия Вергилия — показать Алигьери загробный мир, о котором поэт должен поведать на земле.
«Божественная комедия» описывает состояние и жизнь душ после смерти в трех царствах загробного мира и соответственно тому делится на 3 части: Ад (Inferno), Чистилище (Purgatorio) и Рай (Paradiso). Данте как герой «Божественной комедии» попадает в загробный мир в 1300 году в возрасте 35 лет. Его путешествие начинается в Страстную пятницу (день, соответствующий смерти Христа). Вход в Ад, по Данте, находится в Северном полушарии, центром которого является Иерусалим.
Итак, «Божественная комедия» — 9 кругов ада — «Оставь Надежду всяк сюда входящий».
Главное, вернуться! И Данте возвращается, пройдя через круги Ада и Чистилище Данте возвращается в мир без чувства гнева.
Отважившись показать человечеству своё видение Ада, Данте сумел дать надежду всем входящим в эту воронку, он сумел показать через возвышенную любовь звезду надежды даже там, где представить свет, выход невозможно.
На самом последнем круге Данте встречается с Дьяволом и ужасает его не столько звериный облик Дьявола, сколько отсутствии интеллекта.
Данте последний поэт Средневековья, за ним - Ренессанс. Данте дал ответы на вопросы, мучавшие всех: что есть жизнь, что есть смерть и что за линией смерти, если все так пугают адом; так ли он страшен, этот ад и есть ли шанс выйти на дорогу в рай, чистилище?
Из чего состоит воронка, по Данте, какие наказания, уроки?
1-й круг — Лимб
Стражем этого первого круга является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В этом круге пребывают души тех, кто не совершил неправедных деяний, но умер без крещения, они обречены на безмолвную скорбь. В Лимбе обитают некрещеные младенцы античные философы и поэты (Вергилий), здесь же находились Ной, Моисей и Авраам — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, — но затем им позволили вознестись в Рай. Наказание: скорбь без боли.
2-й круг — Сладострастие, похоть
Второй круг ада охраняет Минос (справедливый судья и отец Минотавра) — несговорчивый судья проклятых. Он распределяет души по кругам. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной вечно. Наказание: кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней.
3-й круг — Чревоугодие
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер, страж этого третьего круга обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных. Наказание: гниение и разложение под проливным дождём, градом и палящим солнцем.
4-й круг — Жадность
Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Их души перетаскивают с места на место огромные тяжести, а столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой. Наказание: вечный спор при столкновении друг с другом.
5-й круг — Гнев и скука (уныние, лень)
Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — Флегием. Вечная драка в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих. Наказание: вечная драка по горло в болоте.
6-й круг — Еретики и лжеучителя
Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Надгробие отрыто, внутри могилы горит огонь — он раскаляет до красноты стенки гробницы. Переход к 7-му кругу огражден зловонной пропастью. Наказание: вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.
7-й круг — Насильники и убийцы всех мастей
Седьмой круг ада охраняется Минотавром. Этот круг разделён на три пояса.
В первом поясе, Флагетон- насильники над ближним и над его достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
Второй пояс, Лес самоубийц, в нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
Третий пояс, Горючие пески, где пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, где с неба капает на головы несчастных огненный дождь.
* Содомия во Флоренции была широко распространённым явлением. В Средние века под этим термином понимали не только однополые отношения, но и любые нестандартные сексуальные практики, не ведущие к деторождению. Уже в начале XIV века во Флоренции содомия стала считаться тяжелейшим преступлением, наряду с убийством, и каралась кастрацией или сожжением.
8-й круг — Злые щели, или Злопазухи, где — обманувшие, недоверившиеся.
Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Стражем является Герион — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.
Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.
Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.
Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.
Четвёртый ров до краёв заполнен звездочётами, колдуньями, гадателями и прорицателями. Их головы вывернуты на пол-оборота (в сторону спины).
В пятом находятся взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется, — протыкают баграми.
Шестой ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.
В седьмом находятся воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.
В восьмой ров попадают лукавые советчики, души которых горят в адском огне.
Девятый ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам — потрошениям.
В десятый ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.
9-й круг — Ледяное озеро Коцит, где мучаются предатели родных, родины и близких.
Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона — Антей, полубык, полузмея — Бриарей и Люцифер — стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка. Грешники вмерзли в лед по шею и вынуждены испытывать вечные муки холодом. Три гиганта Антей, Бриарей, Эфиальт не позволяют никому сбежать.
В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот, предавший Христа, Брут, обманувший доверие Юлия Цезаря и Кассий, участник заговора против Цезаря — все они терзаются в трех пастях Люцифера. Самый страшный грех из всех по Данте — это предательство.
Такая же участь ждёт предателей родных, предателей родины и единомышленников, предателей гостей, друзей и сотрапезников, предателей благодетелей, величества божеского и человеческого. Наказание: вечные терзания в ледяном озере.
Страшно. Но почему человечество хочет читать и видеть визуальное изображение Ада, Кошмара?
Потому что так лучше — со стороны, что не со мной, с другими… Испугаться и закрыться под одеяло, попивая горячий чай с мёдом? Узнать, что за пределами познаваемого. Путешествие Данте в самое сердце вечного проклятья не заканчивается. Выбраться из Ада? А как же искушения? Дьявол искушает похотью, гордыней и алчностью. Вергилий, словно посланец Бога прогоняет зверей. Разум может победить сомнения и искушения дьяволом, детьми его, заключённых, а грехах.
Чистилище.
Из самой глубокой точки ада Данте и Вергилий поднимаются на поверхность и оказываются на противоположной стороне Земли — в Южном полушарии у подножия чистилища. Вход во «второе царство» охраняет античный политик Катон Утический, кумир Данте.
Чистилище — это гора, образованная семью уступами (кругами), на которых души покаявшихся через страдания и молитвы очищаются от семи смертных грехов. Поэтому сначала ангел вывел на лбу Данте семь букв P (от peccato — «грех»), которые другие ангелы стирают по мере восхождения поэта. На вершине же чистилища находится земной рай.
Земной рай — это вершина горы чистилища. После грехопадения Адама и Евы вход живым сюда был закрыт. Данте встречает здесь прекрасную женщину Мательду. Та крестит поэта в реке Лете, погружая Данте в воду с головой. Смыв тяжкие воспоминания, поэт смог взглянуть в глаза возлюбленной Беатриче. Сама Беатриче обитает в вершинах рая и занимает место в божественном амфитеатре среди святых и апостолов. «В венке олив, под белым покрывалом, предстала женщина, облачена в зелёный плащ и в платье огне-алом.« — Чистилище, XXX, 31–33
Она впервые упоминается в «Комедии» как инициатор путешествия Данте по загробному миру. Поэт встречает её после долгого путешествия в земном раю. Беатриче эффектно появляется на колеснице, чем ошеломляет Данте. Возлюбленная призывает поэта покаяться и возносит его на небеса.
Рай
Рай Данте устроен по геоцентрической системе Птолемея, поэтому в центре девяти небесных сфер находится Земля. Каждую сферу заставляют вращаться соответствующий ангельский чин и Перводвигатель (девятая сфера), черпающий силу от божественного луча. Вокруг отражённого лучом света образована неподвижная райская роза Эмпирея. Тот же свет позволяет Данте вознестись по сферам. Но он невыносим для человека, потому поэт смотрит на его отражение в глазах
возлюбленной Беатриче. Иерархия рая отличается от ада и чистилища — каждая «ступень» здесь равно блаженна, а души довольны тем, что имеют.
В четвёртой сфере Рая обитают мудрецы и великие богословы, которые образуют два круга. Сферой Солнца управляют власти — ангелы, которые борются с силами зла. Здесь Данте встречает философа и богослова Фому Аквинского и называет его «светочем». Фома, в свою очередь, предлагает узнать, какие мудрецы, будто «венцом», окружают поэта.
Числовая символика Данте.
Трижды вокруг Данте оборачиваются 24 мудреца, образующие двойной «венок». Они словно 24 цветка, которые выросли из зерна истинной веры. Из первого круга: Фома Аквинский; Альберт Великий; Грациан; Пётр Ломбардский; Соломон; Дионисий Ареопагит; Павел Орозий; Боэций; Исидор Севильский; Беда Достопочтенный; Ришар Сен-Викторский; Сигер Брабантский. Из второго круга: Бонавентура; Августин Ассизский; Иллюминат; Гуго Сен-Викторский; Пётр Коместор (Едок); Пётр Испанский; Нафан (Натан); Иоанн Златоуст; Ансельм; Элий Донат; Рабан (Храбан) Мавр; Иоахим.
В пятой сфере перед Данте предстают души воителей за веру и силы — ангелы, олицетворяющие божественную силу и дарующие стойкость. От Марса исходит жар, который заставляет предметы воспламеняться. «Раскалённой звезде» присущ красно-розовый цвет, который ассоциируется у Данте с райскими звуками скрипок и арф.
В десятой сфере обитают ангелы, блаженные души и Бог. Именно в Эмпирей после Страшного суда попадут воскресшие праведники, которым дано созерцать творца. Эмпирей в переводе с греческого означает «огненный», он состоит из бесконечно чистого света. Данте описывает десятую сферу как пламенеющую розу, которая окружена римским амфитеатром. Беатриче указывает Данте на место в амфитеатре, где лежит венец.
Важной цифрой для Данте является число 7, связанное с числом католических грехов и добродетелей.
Особенно богата числовой символикой тридцатая песнь Чистилища — кульминация поэмы по принципу золотого сечения, её смысловой центр. Снова цифра 7: 1. Мария, 2. ветхозаветные жены, 3. «божьи слуги», 4. Иоанн Креститель, 5. новозаветные праведники, 6. ветхозаветные праведники, 7. души младенцев. Интересны цвета Троицы Данте: золотой — Отец, белый — Сын, красный — Дух Святой.
Наследие Данте
У Данте есть всё: и этика, и алхимия, и пифагорейская идея гармонии сфер, и теология, и риторика.
Моралист Данте — один из основоположников литературного итальянского языка, отличного от латыни. И в этом заслуга Данте. Язык обычных тосканцев был показан, как живой и певучий. «Божественной комедии» заканчивается эпоха Средневековья в Италии и начинается Возрождение — период триумфа итальянской культуры в Европе.
Влияние Данте на изобразительное искусство.
В 19 веке и далее изобразили сцены Ада «Божественной комедии» Данте: Уильям Блейк, Гюстав Дюре, Эжен Делакруа…потом был Дали. Но впервые визуально Ад изображает именно Сандро Боттичелли (15 век)
и мы знаем этот яркий образ в форме огромной воронки. Данте будоражил умы многих художников.
Суммируя явление Данте, можно сказать, что он стал символом, звездой путеводной для философов, поэтов, для всех после Данте.
Как мы говорим о Пушкине — это наше всё, итальянцы утверждают, что Данте — это символ Италии в целом.
Мне еще кажется, что Данте это символ движения мысли. Чтобы не остановиться, не застыть МЫСЛИ — нужно только посмотреть на эту воронку Данте; в ней — истина, через путешествие, движение и понимания сути, своего выбора.
И я уверена, что дорог случайных не бывает.
Благодарю за внимание,
Татьяна Уайт. Ноябрь 2022 г. Эдинбург. Шотландия.
При написании этой статьи были использованы материалы открытых источников.
Особенная благодарность слайдам на сайте о кругах Данте: https://dante.tass.ru/