Рассказ о художнике и его картине.
.
Франсиско Гойя (полное имя: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес/Francisco José de Goya y Lucientes)
.
Портрет доньи Изабель Кобос де Порсель, 1806 г. 82 см х 54 см. Находится в коллекции Лондонской национальной галереи с 1896 г.
.
Изабель Лобо Веласко де Порсель родилась в Ронде около 1780 года и была второй женой Антонио Порселя. Муж Изабеллы был на 25 лет старше ее; они познакомились, когда ей было 20 лет. Вполне вероятно перед нами на портрете она в этом благоухающем возрасте: пышная, уверенная в себе, сильная натура. Мне кажется, Гойя был очарован ею и её сильной статью. Это очарование очевидно в пульсирующей страсти его кисти. Эта натура обольстила его: и взор и аристократическая элегантность испанки были переданы с изящностью в разнообразии тканей, как бы сквозь прозрачные кружева черной мантильи просвечивания, отражения белой сорочки и розового атласа платья.
Художнику удаётся легкими и непринужденными движениями кисти передать складки прозрачных кружев в необычайной симфонии черного цвета, безраздельно царящего на холсте.
.
Сильная женщина. Это очевидно. Безусловно это шарм. Это останавливает, цепляет, задерживает внимание. Дерзкая красота молодости.
.
Гойя достигает реализма и глубины, не добавляя в композицию второстепенных предметов. Костюм впечатляет, как и бант, прикрепленный к высокому гребню, вколотому в волосы. И эти детали костюма обрамляют сияющее лицо, как темный нимб и художник играет со светом, проникающим сквозь прозрачность героини.
.
Не знаю, что ищет, нащупывает левой рукой Изабель Лобо Веласко де Порсель. Явно, что-то только ей известное. Мне кажется, что это кастаньеты и она вот-вот и бросится в пляс фламенко или Арагонской хоты.
.
Одним из уникальных аспектов этой картины является то, что женщина смотрит в левую сторону от зрителя, а не на него, как в большинстве картин Гойи. И это обстоятельство, как и яркие краски, ювелирность движения кисти вызывают споры на тему - принадлежит ли эта картина руке Гойи.
.
Победный образ этой женщины занимает достойное место в ряду царственных героинь западной живописи.
.
© Татьяна Уайт. Гид-искусствовед. Эдинбург. Шотландия.
Ноябрь 2021 г.
Портрет доньи Изабель Кобос де Порсель, 1806 г. 82 см х 54 см. Находится в коллекции Лондонской национальной галереи с 1896 г.