Гойя: Портрет доньи Изабель Кобос де Порсель, 1806 г.

2

Рассказ о художнике и его картине.

.

Франсиско Гойя (полное имя: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес/Francisco José de Goya y Lucientes)

.

Портрет доньи Изабель Кобос де Порсель, 1806 г. 82 см х 54 см. Находится в коллекции Лондонской национальной галереи с 1896 г.

.

Изабель Лобо Веласко де Порсель родилась в Ронде около 1780 года и была второй женой Антонио Порселя. Муж Изабеллы был на 25 лет старше ее; они познакомились, когда ей было 20 лет.  Вполне вероятно перед нами на портрете она в этом благоухающем возрасте: пышная, уверенная в себе, сильная натура. Мне кажется, Гойя был очарован ею и её сильной статью. Это очарование очевидно в пульсирующей страсти его кисти. Эта натура обольстила его: и взор и аристократическая элегантность испанки были переданы с изящностью в разнообразии тканей, как бы сквозь прозрачные кружева черной мантильи просвечивания, отражения белой сорочки и розового атласа платья.

Художнику удаётся  легкими и непринужденными движениями кисти передать складки прозрачных кружев в необычайной симфонии черного цвета, безраздельно царящего на холсте.

.

Сильная женщина. Это очевидно. Безусловно это шарм. Это останавливает, цепляет, задерживает внимание. Дерзкая красота молодости.

.

Гойя достигает реализма и глубины, не добавляя в композицию второстепенных предметов. Костюм впечатляет, как и бант, прикрепленный к высокому гребню, вколотому в волосы. И эти детали костюма обрамляют сияющее лицо, как темный нимб и художник играет со светом, проникающим сквозь прозрачность героини.

.

Не знаю, что ищет, нащупывает левой рукой Изабель Лобо Веласко де Порсель. Явно, что-то только ей известное. Мне кажется, что это кастаньеты и она вот-вот и бросится в пляс фламенко или Арагонской хоты.

.

Одним из уникальных аспектов этой картины является то, что женщина смотрит в левую сторону от зрителя, а не на него, как в большинстве картин Гойи. И это обстоятельство, как и яркие краски, ювелирность движения кисти вызывают споры на тему - принадлежит ли эта картина руке Гойи.

.

Победный образ этой женщины занимает достойное место в ряду царственных героинь западной живописи.

.

© Татьяна Уайт. Гид-искусствовед. Эдинбург. Шотландия.

Ноябрь 2021 г.

 

Портрет доньи Изабель Кобос де Порсель, 1806 г. 82 см х 54 см. Находится в коллекции Лондонской национальной галереи с 1896 г.

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,22409 ] / [ 71 ] / [ 0,16608 ]