На волне увлечения символизмом и кельтской мифологией возникла эта интереснейшая картина -
«Всадники сидов» 1911 г. - полотно шотландского художника XIX в. Джона Дункана (John Duncan. 1866–1945/The Riders of the Sidh). На полотне изображены туаты или народ (племя) богини Дану.
«Люди богов», или на древне-ирландский язык - Tuath(a) Dé — «Племя(Племена) богов», народ богини Дану.
Согласно легенде, эти люди, племя богини Дану прилетели в Ирландию по воздуху в окружении темных облаков, в течение трех дней затмевавших свет солнца. Магическое облако сделало их невидимыми, в результате чего они и смогли завоевать практически треть острова без особых усилий. Стихии помогали им бороться с фоморами, демонами-захватчиками.
На Северных островах, где они пребывали до прихода в Ирландию, этот народ изучал ремёсла, науки и тайную мудрость друидов, превзойдя всех людей в этих этих искусствах.
Из родных краёв Туата Де Дананн принесли с собой четыре магических предмета:
- Копьё Луга (Spear Lúin, Spear of Lugh), обеспечивающее победу своему обладателю.
- Котёл Дагды. Так, никто не уходил голодным. Котёл был котлом изобилия, способным накормить любое число проголодавшихся. Кроме того, погрузив в этот котёл копьё Луга можно было его снова «заговорить» на победу в бою.
- Меч Нуаду, предводителя богов (Claíomh Solais, Claidheamh Solius) или «Меч Солнца, Меч Света». Блистающий, победный меч.
- Камень Фаль или магический камень судьбы, который начинал громко кричать, когда тот, кому суждено было быть истинным королём Ирландии, вставал на него.
Барды видели в этом племени богини Дану самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одарённых умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию.
У многих народов мира божества были озарены сиянием или белым свечением, что распространялось вокруг них. В кельтских преданиях эльфы часто именуются сидами, а скандинавы называли их альвами.
Книга Арма» 8 века н.э. относит это племя к волшебным силам земли отвечающим за плодородие и воду, обитающих в холмах, реках и озёрах. В таком понимании они именуются *сидами* сравниваются с фейри (феями) или эльфами.
На картине:
Кортеж Фейри выезжает в канун Хэллоуина, пороговое и межкалендарное время, день священных душ предков. Это воинство движется вдоль идеально прямых «путей фейри», которые соединяют могильные курганы, служащие им крепостями, меняя свои охотничьи угодья на четыре грядущих квартала года.
Этот кортеж кельтских фейри олицетворяют собой представителей 6-ти кельтских наций, кельтских территорий: Британь, Корнуолл, Уэльс, Шотландия, Ирландия, Остров Мэн.
Каждый персонаж на картине изображён держащим священные кельтские символы: древо жизни, символизирующее мудрость; чащу любви, символ сердечности, щедрости и лекарства, меч - символ власти, камень спокойствия, как символ воли и её сдерживания, хрусталь обнажает прошлое и показывает будущее.
Очень сказочно изображены кони. На каждом из коней символические знаки, ритуальная маска: Жизни, Солнца, Силы и Удачи.
О художнике.
Родом - из Шотландского портового города Данди. Дункан несколько лет проработал в качестве газетного иллюстратора, что, возможно, повлияло на его формирование как живописца. Чувствовал себя в зоне комфорта, погрузив полностью в Артуриану, кельтскую мифологию. Достаточно быстро стал вождём, ведущим художником Кельтского Возрождения в Шотландии. Писал в технике темперы, много экспериментировалТак и эта работа выполнена в темпере.
В публикации использованы материалы из открытых источников.
Размер картины: Высота: 114 см. x Ширина 175 см.
Полотно находится в г. Данди, Шотландия.
Dundee Art Galleries and Museums Collection (Dundee City Council).