Непростая к разгадке картина Гогена

4

Поль Гоген. Видение после проповеди - фр.: La Vision après le Sermon «La Lutte de Jacob avec l’Ange» 1888 г. Холст. Масло.

.
Стараясь к личному толкованию религиозных тем Поль Гоген пишет эту работу «Видение после проповеди» в свой переломный 1888 год, до поездки его к Ван Гогу в Арль.
.
Бретань. Природа, культура, архаичные устои быта и традиции Бретани глубоко впечатлили художника, повлияв на его последующее творчество.
.
Художник обращает свой взор на толкование эпизода из Ветхого завета, где Иаков встречается и борется с НИМ. «….Некто боролся с Иаковом всю ночь до зари и повредил этот Некто Иакову сустав бедра. На рассвете было сказано Иакову: «Отпусти меня, ибо взошла заря». На что Иаков отвечал: «Не отпущу, пока не благословишь меня». Некто спросил: «Как имя твоё?» Борющийся ответил: «Иаков».
- Отныне имя твоё будет не Иаков, а Израиль, ибо боролся ты с Богом и теперь человеков одолевать будешь». *Израиль /«Борющийся с Богом» в переводе с древнееврейского.
Господь благословил Иакова и из его рода должен был произойти Иисус Христос, который должен быть равный Богу.
.
Между тем сюжет не прост в понимании. Только ли из-за благословения произошла борьба Иакова с ангелом? А может это аллегорически борьба самого Гогена через библейские персонажи, что борются с двумя началами, и сам Иаков с борьбой в душе своей: чёрного и белого…Богоборчество Иакова, как форма диалога, утверждения истины?!
.
Фоном для этого религиозного сюжета, к которому неоднократно обращались в искусстве многие художники, Гогену послужил бретонский пейзаж, где группа богобоязненных женщин - бретонок, занимают весь передний план; они в своих колоритных национальных чепцах наблюдают за борющимися. Какая связь борющихся и этих женщин в чепцах?
.
И тут мы попадаем смятение, так как начинаем расшифровать эту картину, по привычному скольжению глаза слева направо. И ничего не понимаем. При чём здесь проповедь? Между тем маленький полу-изображённый священник, в самом нижнем правом углу смотрит на воображаемый мир с библейскими персонажами на яркое видение, узренное прихожанками-бретонками после своей воскресной проповеди в деревенской церкви. Он дал им это видение, образы, подхваченные символистом Гогеном в его ярком повествовании.
.
Картина делится на две части: мир настоящий и мир воображаемый. Цвета подчеркивают эти два контраста. Насыщенная киноварь фона подчёркивает что борьба происходит не в реальном пространстве, а в видении бретонок и белые чепцы контрастируют с тёмным цветом их одежд и ярким фоном только ещё усиливая чувство ирреальности происходящего. Для Гогена важны фактура цветов и контрастность. Тут ещё искусствоведы усматривают японские влияния у Гогена: изображение женщин, неестественно, по диагонали наклонённое, делящее композицию картины дерево, борющиеся фигуры.
Картина «пронизана жёлто-зеленым солнцем» на лугу цвета чистой киновари (напоминающий пятна крови) ближе к церкви темнеющего и становящегося коричнево-красным. Очень непростая картина по философии и по восприятии. Противоречивая и где-то даже тревожащая строй мысли человека.
.
Гоген первоначально хотел передать картину в дар местной церкви, но её, скорее не поняли, отклонив этот дар.
Позже картина выставлялась в Париже и в Брюсселе, на выставке бельгийской группы 20 «Société des Vingt», где также, как и в других местах не встретила понимания публики. В итоге картина выставляется на продажу в Париже и в 1925 году попадает в коллекцию Национальной Галереи Шотландии.

Татьяна Уайт. Искусствовед. Арт-гид. Эдинбург. Шотландия. 23 августа 2021 г

* Видение после проповеди. 1888. Национальная Галерея Шотландии. Эдинбург.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,13579 ] / [ 73 ] / [ 0,10566 ]