История картины. Интрига в арт-пространстве 20 века.

3

Рассказ о художнике и его картине.

  • Франсиско Гойя (полное имя: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес/Francisco José de Goya y Lucientes), «Портрет герцога Веллингтона» (1814). Национальная галерея, Лондон. Годы создания: 1812–14 Техника: Масло на панели из красного дерева. Размер портрета: 64.3 x 52.4 см.

 

  • Если вы видели эту картину в Национальной Галерее, Лондоне (она там выставлена в малюсеньком зале Гойи), то, уверена, она привлекла ваше внимание. Прежде всего зоркими глазами национального героя Англии и его немного открытым ртом, застывшем в разговоре или...шёпоте.

 

  • Это не тот Гойя, к которому привык уже наш глаз - мрачные штрихи, сюжеты, полное сумасшествие сатанинских обрядов, оргии его картин ужасают. Вы помните серию его офортов «Капричос», серию чудовищ, пороков, суеверий, грехов общества?! А тут - само очарование, герой с почти застенчивым румяным лицом.
История картины. Интрига в арт-пространстве 20 века.

  • Итак, наш герой - Артур Уэсли, 1-й герцог Веллингтон (имя Веллингтон было выбрано братом Артура по сходству с Веллесли, названии деревни в Сомерсета, недалеко от Веллингтона), был британским полководцем, сражался против Наполеона и победил его в битве при Ватерлоо.

 

  • Гойя, восхищаясь героем, писал его трижды. Этот портрет он создавал два года, с 1812: по мере того, как каждая битва приносила военачальнику новый титул и лавры, художник менял мундир и добавлял медали, на форме есть знаки отличия нескольких военных орденов.

История картины. Интрига в арт-пространстве 20 века.

  • На левой груди три звезды: британский Орден Бани (награжден был в 1804 году), португальский Орден Башни и Меча (награжден в 1811 году), Испанский Орден Сан-Фернандо (награжден в 1812 г.), Военный Золотой Крест с тремя застежками и Орден Золотого Руна (награждён в августе 1812 г.) — высшую награду Испании.

 

  • За победу в сражении при Виттории генерал Артур Уэлсли Веллингтон был произведен в генерал-фельдмаршалы.

 

  • Генерал-фельдмаршал Веллингтон возвратился в Лондон с триумфом. В ознаменование его заслуг ему был пожалован титул герцога и выделены 300 тысяч фунтов стерлингов на покупку имения. В Англии его прозвали "Победителем Европы", а прозвище "Железный Герцог" народ помнит до сих пор.

 

  • По характеру Герцог Веллингтон был очень упорен, жёсток, предусмотрителен, умел хорошо выполнять порученное ему дело. Титул Герцога Веллингтон получает в 1814 г. Своей победой над Наполеоном в сражении под Ватерлоо 15 июня 1815 года герцог Веллингтонский снискал почти легендарную славу, еще при жизни. Веллингтон во главе английского корпуса оказывал поддержку испанцам и португальцам в народной войне против французского владычества. Так испанцы его боготворили, как героя. Гойя спешил ему навстречу, мечтая создать портрет полководца-триумфатора. В некоторых областях, таких как глаза и рот, коричневый грунт остается видимым, чтобы создать более сильный контраст между светлыми и темными участками краски. И портрет получился живым, с зорким, проницательными взглядом, застывшим во времени разговором Герцога. И что же он хотел сказать, но не досказал? 

 

  • А теперь - удивительная история картины. Картина была приобретена герцогом Веллингтоном и перешла во владение супруги Фрэнсиса Д'Арси-Осборна, 7-го герцога Лидса и невестки старшего брата Веллингтона Ричард Уэлсли. Её первый муж Фелтон Херви-Батерст сражался с Веллингтоном на Пиренейском полуострове, командуя 14-м легким драгунским полком с 1811 по 1814 год.
  • До 1961 г. картина принадлежала герцогам Лидским, решившим продать её на аукционе за 140 тысяч фун­тов стерлингов накануне 146-й годовщины битвы при Ватерлоо. И тут началось самое интересное!

  • В 1961 известный коллекционер Чарльз Райтсмен, нефтяной магнат из Америки, приобретает эту картину за 392 тыс. долларов с желанием её вывезти в Америку. Однако вывезти картину за пределы Британии Райтсмену не удалось - поднявшаяся в обществе волна протеста вынудила правительство объявить картину невывозной и в срочном порядке приступить к сбору средств, все 140 тыс. фунтов стерлингов для Национальной галереи, то есть, для народа.

  • Тут Исаак-Вольфсон-фонд выделяет 100 тысяч фунтов стерлингов на покупку этой картины для Нац. Галереи. К этой сумме добавляют недостающие средства из Гос. ­казны, и выкупленную картину раз­мешают на обозрение в лучшей галерее Лондона- 2 августа 1961 года. Но! 19 дней после этого дня картина пропадает! Её мастерски выкрадывают из зала Галереи 21 августа 1961 года.

  •  Кто? До сих пор англичане пытаются понять, уложить это дерзкое похищение в своей голове, оправдать или осудить, словом - оформить своё отношение к этому преступлению. И хотя Национальная галерея ранее считалась наинадежнейше охраняемым музеем мира: все окна зарешечены и подключены к электрической сигнализации, картина была выкрадена одним человеком. Как? Это интересно, поэтому не стоит спешить с выводами. Тут всё непросто.

  • Неизвестный проник в Национальную галерею в Лондоне через открытое окно в мужском туалете, затем он оторвал картину в рамке от витрины и скрылся через окно (быстро, ловко, несмотря на свою грузность, вес в 110 кг). Ранее, из разговоров с охранниками галереи похититель узнал, что сложная электронная система безопасности, состоящая из инфракрасных датчиков и сигнализаций отключается рано утром для проведения уборки.

  • Похитителем оказался шестидесятилетний безработный, в прошлом водитель автобуса Кемптон Бантон, который счел несправедливым, что бедные люди, пенисионеры Британии должны платить деньги за привилегию смотреть телевизионные передачи Би-Би-Си. Он полагал - это неправильно и сам не платил налога, но очень хотел помочь другим.

  • Мотив 1. "Гордость Британии" должна помочь самой Британии. Мотив 2. Благие помысли наказываться не могут. Будем отвоёвывать справедливость с генералом, он-то уж знает толк в справедливости правого дела.

  • Через десять дней после кражи агентство Рейтер получило письмо без подписи. Неизвестный автор сообщал, что полотно находится у него. «Портрет теперь или позднее будет продан; его возвращение возможно только после уплаты выкупа в 140 тысяч фунтов, которые должны быть переданы благотворительной организации». Он хотел сам эту организацию создать, чтобы бедные люди не платили бы за телевизионную лицензию.То есть человек хотел эти деньги не для себя. Вот уж интрига!

  • Письма-письма потекли рекой, окончательно запутывая полицию, разыскную службу. Грабитель пишет в разные инстанции, сообщая о положении дел с украденным художественным трофеем. Он пишет, что полотно, «не считая нескольких царапин сбоку», не было повреждено. Полиция ищет. Безуспешно. Через год приходят ещё три анонимных, письма: 4 июля 1962 с тестами: «Герцог устроен хорошо. О его температуре заботятся. Мы требуем безнаказанности и денег». 
  • Это продолжалось несколько лет, пока в последнем письме не было объявлено, что «Веллингтон» Гойи находится в безопасности", а всё произошедшее было «авантюрной шуткой», которая зашла слишком далеко. Теперь вор заявил, что готов «вернуть эту чёртову вещь». В письмах тверждалось, что кража была «попыткой ударить по карманам тех, кто любит искусство больше благотворительности… картина не продаётся и не будет продаваться, она предназначена для выкупа»

  • В марте 1965 года британская газета получила письмо, в котором автор предлагал экспонировать портрет в течение месяца в Лондонской национальной галерее за входную плату в пять шиллингов с человека и после этого не производить никаких полицейских расследований, чтобы выявить, кто «совершил это страшное деяние». Деньги должны были пойти на благотворительные цели. Конечно же, это предложение было отклонено. Национальная галеря Лондона была открыта с целью дать бесплатное просвещение искусствм всех желающих. То есть она должна всегда оставаться бесплатной для посещения, а за содержание её отвечает государство, налогоплательщики Британии.

  • Спустя четыре года после кражи "Веллингтона" Гойи, некий молодой человек на вокзале в Бирмингеме сдал в камеру хранения, в ячейку пакет с крупной надписью «Осторожно: стекло». Получив квитанцию, он попросил приемщика обращаться с пакетом предельно осторожно. Квитанция эта была отправлена в местную газету и по следам, сыщики Скотленд-Ярд привезли этот ценный багаж в целости и невредимости в Лондон.

 

  • Сам похититель явился в отделение полиции и сдался. На предварительном следствии адвокат огласил следующее заявление Бантона: «Я никогда ничего для себя не желал. Моей единственной целью было основать фонд для бедных и старых людей, которыми в нашем обществе явно пренебрегают…» За свое необычное преступление Бантон был приговорен к трехмесячному тюремному заключению. Бантон был признан невиновным в краже картины, но виновным в краже рамы.

 

  • На этом история с картиной не закончилась. Эта кража, ставшая первой в истории музея, в течение многих лет будоражила всю Англию и до сих пор остаётся одним из самых необъяснимых арт-преступлений 20 века.

 

  • Сначала картина "засветилась" в фильме «Доктор Ноу» — (первый фильм «бондианы») — где полотно появляется в логове злодея. Криминальная сага также описывается в книге «Похищенный герцог Веллингтон. Эта кража картины стала предметом драмы на BBC Radio 4 (октябрь 2015) «Кемптон и герцог».

 

  • Увы, требования пенсионера предоставить пожилым людям бесплатный доступ к просмотру телепередач не было выполнено и сейчас уже эксцентричнная кража стала новым переосмыслением в кинематографе. Режиссёр Роджер Мичелл, известный нам по фильмам «Ноттинг-Хилл», «Гайд-парк на Гудзоне» и британские суперзвёзды Хеллен Миррен и Джим Бродбент воплотили образы героев в фильме «Герцог» Ссылка на трейлер комедии (2020) «Герцог»: https://youtu.be/geoUfOKS3Xk  3 сентября 2021 года фильм-комедия выйдет в прокат.

 

  • Похищение Гойи пока остается единственным случаем кражи произведения искусства за всю историю существования Национальной галереи.

История картины. Интрига в арт-пространстве 20 века.
  • Портрет находится в постоянной коллекции Национальной Галереи, в Лондоне и теперь я думаю, вы задержитесь у этого портрета на несколько минут, чтобы вспомнить истории, рассказанные мной для вас.

© Татьяна Уайт. Гид-искусствовед. Эдинбург. Шотландия.

Июль 2021 г.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,21744 ] / [ 77 ] / [ 0,15741 ]