"Апостолы Петр и Павел". Картина Эль Греко

3

Апостолы Петр и Павел. 1592. Государственный Эрмитаж — Эль Греко (настоящее имя — Доменико Теотоко́пули)

Эль Греко находился под особым обаянием Критской иконописной школы, он знал хорошо основы иконописи, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Восхищаясь Тицианом, Эль Греко также пытался понять и перенести понимание стиля, игры света и тени Тинторетто на свои полотна. У художника сформировалось своё особое ощущение света и пространства, особый символизм, в иконографическом искусстве того времени. Эль Греко знал, что лишь через аскетичные образы святых апостолов можно изобразить глубину взгляда, направление, высвечивая при этом детали их одежды, через светотень, обнажая духовный пласт своих персонажей. В искусстве он пошел своим путём, являя нам синтез художественного стиля, присущего эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии.

.Иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках. Ведь на руки мы обращаем наше внимание всегда.

Отталкиваясь от деталей апостолов, Эль Греко через свет, цвет и символы сумел обогатить образы и создать картину-диалог, синтезировав всё это в одном полотне и эта магия, как магнитом, тянет наш глаз в прочтение её.

Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке Эль Греко — это противопоставление двух натур и темпераментов. Павел умен, где-то даже категоричен, решителен и эмоционален. Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Контрастом ему выступает апостол Пётр. Он старше Павла, в более блеклой одежде, в сомнениях или может…размышлениях. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе, а может это и не разлад, а молитвенное созерцание, что так трудно уловить? Положение их рук образует как бы золотое сечение, руки почти в центре картины. Жесты рук, образующих композиционный центр, выражают диалог, который объединяет обоих апостолов. Руки почти вплетены друг друга и мы следим за движением мазков художника, ищем разгадку его символизма и не только через движения их, но и через светотени. Пётр в одной руке держит ключ — часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Сопоставление рук обоих апостолов — твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной — Петра важны в понимании контрастов. Апостолы, словно два направления: Восток и Запад, два контраста. Апостолы Пётр и Павел были очень разными людьми, но, тем не менее, в историю церкви они вошли вместе.

В 324 году в Риме и Константинополе появились первые храмы в честь Петра и Павла. 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла и он связывается с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось именно 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. Кроме того, согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день — 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, хотя и в разные года.

На картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом. И тут понятна, выраженная контрастными красками разность позиций. Тем не менее, мы видим не просто спор, но и диалог; в споре, как известно, рождается истина. Сумел убедить Павел Петра? Или всё было с точностью наоборт? Что есть истина, как мы идём к ней, какие духовные споры преодолеваем?

Детали. На полотне два сильных и мудрых ученика Христа. Апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним; они отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом. Цвета туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники), гиматия (плаща) тоже сиволичны. Пылающий цвет темно-красного плаща Апостола Павла подчеркивает его характер на контрасте бледного, неуверенного, и даже где-то уставшего Апостола Петра. На заднем плане некий столб, как будто даже специально высвеченный. Он разделяет двух апостолов. По символике это может быть подножие Креста Христова.

Не кажется ли вам, знающим искусство Эль Греко, что Апостол Павел на этом полотне — сам Эль Греко? Посмотрите на «Автопортрет» Эль Греко (1604) в Метрополитен Музее Нью-Йорка. Сходства образа — поразительные! Нам только приходится догадываться почему Апостол Павел был так близок художнику, что он постарался списать этот образ с себя.

В 1597 году, спустя несколько лет после завершения первой картины «Апостолы Пётр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изо музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, образы этих апостолов не столь убедительны. А может именно в то время, в 1592 году Эль Греко познал истину и она снова от него ускользнула в глубь его духовных метаний? 1590 — пик художественного психологизма полотен Эль Греко, пик наития самого себя.

Автор текста — Татьяна Уайт. Эдинбург. Июль 2021 г.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,17633 ] / [ 71 ] / [ 0,15402 ]