Художник Саксонии, Лукас Кранах Старший (Лукас Мюллер) 1472-1553 гг. был последним художником уходящей эпохи немецкого Возрождения. Он происходил из семьи потомственных живописцев, и, как утверждается всеми искусствоведами, был невероятно продуктивным художником своего времени - около 5 тыс. работ: гравюр, алтарей, придворных портретов, изящных женских изображений. Про таких людей говорят, что они родились под счастливой звездой. Всё удаётся: есть и достаток, и везение, и связи с сильными мира сего, с властью и силы на самореализацию. Такое ощущение, что Лукас Кранах Ст. (Старший) всегда был в нужном месте в нужный час. Кранах Ст., будучи ближайшим соратником и другом Лютера, пропагандистом лютеровских идей, написал множество портретов самого Лютера, других протестантских реформаторов. Он дал этой новой вере, протестантизму лицо.
.
Кранаху доверяли. Саксонский курфюрст Фридрих III, пригласив Лукаса Кранаха старшего на свой двор доверил Кранаху воспитание своего сына Иоганна. Кранах многократно избирался бургомистром. Кранах – успешный бизнесмен; после удачной женитьбы владел аптекой, что позволяло ему получать за дёшево красочные минералы для своей живописи и графики. Кранах получает патент на пивоварение и даже владеет типографией. Кранаху было пожаловано дворянство и вместе с ним право иметь герб! И всё это одному Кранаха! За 50 лет при дворе Лукас Кранах Ст. - самый высокооплачиваемый придворный художник и самый богатый житель Виттенберга.
.
Кранах со временем развивает свой, узнаваемый стиль письма, от картин Кранаха нельзя оторвать глаз, они притягивают и долго не отпускают зрителя. Воплощение женского образа, его чар и силы в искусстве 16 века стало загадкой и магией в творчестве Кранаха. Кранаховские красавицы, словно пришедшие из космоса, гипнотизируют, смотрят с полотен и не договаривают что-то, держат интригу.
.
Его серия работ элегантных дам в модных нарядах обильных украшениях заслуживает отдельного внимания. Мы узнаём стиль художника по его пластическому языку, колориту. Открытая экспрессия, напряжённая выразительность женских лиц, грациозность тела, со змеиным изломом словно из фарфора женских фигуры. Кранах придумал свой узнаваемый идеал красоты, объединив S-образный изгиб готических фигур с его детальным, филигранным мастерством кисти, выписывая детали женского платья, развивая свой образный язык арабески, в ювелирном узоре платья. Его отличают от других художников именно изысканные детали костюма его персонажей, тонко декорированные, каллиграфически выписанные акценты. Кранах подробно выписывает детали грации, помещая в полотна загадки прочтения. Красота в то время была востребована – кругом бушевал хаос перемен. Но рядом с кранаховской красотой и изяществом есть что-то кошмарное.
.
Красавицы Кранаха контрастирует со анатомически подробно изображённой, окровавленной, отрубленной головой Иоанна или Олоферна. Ужас и утончённая красота женских образов наверное, неспроста.
.
Лукас Кранах был абсолютно «одержим изображением отрубленных голов, только Саломей с главой Иоанна Крестителя Кранах написал 5 раз и 4 раза изобразил Юдифь с головой Олоферна.
.
Глава Иоанна Крестителя. Давайте посмотрим на развитие размышлений художника. Одна и та же голова, из картины в картину, но держащие на подносе женские образы разные, они эволюционируют, они подводят нас к ответу, к сущности назидания Кранаха, религиозного моралиста и предупреждения о возможности потери головы от вожделения. И не только! Голова, единственный образ, кочующий из полотна на полотно, как лакмусовая бумажка просвечивает сущность красавицы Кранаха.
.
Окровавленная, зверски усечённая глава пророка и нарядная, в модных платьях и бижутерии эпохи Ренессанса красавица. Контраст, выведенный художником Лукасом Кранахом, необходимо понять, уловить, прочесть. Прекрасно это прослеживается на примере образов Саломеи и Иоанна Крестителя, на контрасте силы и слабости, добродетели и порока: Иоанн Креститель и Саломея. Трагическая судьба пророка неразрывно связана с девушкой по имени Саломея. Какую роль она сыграла в смерти Иоанна Крестителя, почему она являет собой загадку? Мы, пожалуй, никогда и не узнали бы о ней, если бы ни Иоанн Креститель.
.
Что есть сила, что есть слабость? Правда и лукавство, обман, роковая женщина и вечный пророк истины – всё в этих нравоучительных персонажах полотен Кранаха. Встречается в литературе даже утверждение, что «отрубленная голова у Кранаха на полотнах – это как как появление христианской истины под страшным духом реформации» или женской власти и как урок утраты здравого смысла под влиянием женских чар».
.
Не буду здесь подробно описывать историю, что разыгралась на праздновании полувекового юбилея Ирода Антипы в Мохероне (Иордании) и роли Иродиады, роли её дочери Саломеи и о танце семи вуалей. Это всё можно прочесть самим. Тут важно только упомянуть, что Иоанн критикует власть Ирода, обличает её и за это он заключён в темницу, за свой голос правды. Хотя главное действие в сюжете, как это часто бывает- женщина. Шерше ля фам. Хитрость, коварство, сговор, соблазн...
.
Вечная тема – героическая и роковая женщина, побеждающая сильного мужчину и демонстрирующая свое превосходство над ним. Но в этом случае превосходство даже перед мертвым человеком, пророком, вещающим истину..
.
Была ли Саломея невинным созданием, которой манипулировала хитрая, коварная мать? В разные эпохи образ Саломеи в живописи меняется. Одних художников привлекает контраст между девичьей невинностью и окровавленной головой Иоанна Крестителя. У других это воплощение демонической красоты, которая идет рука об руку со смертью. Не давала Саломея покоя и Джотто, и Альберту Дюреру, и Тициану, и Караваджо, и Пикассо, и Обри Бёрдслею.... Эта тема Иоанна Крестителя и Соломеи была популярна у и у художников второй половины 19 века. Конец 19 века проходит под знаком мифа о Соломее.
.
Можно заметить и эволюцию образа Саломеи Лукаса Кранаха через сквозную тему «сила женщины», всесилие женских чар, сила женщины над мужчиной. В творчестве Кранаха есть то самое отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Кранах Ст., изображая Саломею, подходит к разгадке её сути, идя к образу тернистыми путями, поисками той, настоящей, поучительной красотки. Какие эмоции мы читаем на лице Саломеи: ужаса, печали, холодного спокойствия, а может быть насмешки? Эти эмоции важны, так как искусство говорит с нами выразительными средствами.
.
Саломеи, вышедшие из Виттенбергской мастерской Кранаха с отрезанными мужскими головами на посеребренных подносах, не скрывают своей лукавой улыбки победительниц. Но у Кранаха смысл глубже, чем просто красоты или победы. У Кранаха Саломея – призыв к нравственному очищению. Кранах как бы вытаскивает на поверхность внутренний мир героини, её греховность вместе с ангельской внешностью. Посмотрим это в иллюстрациях.
..
Иллюстрация 1.
Саломея с головой Иоанна Предтечи, (1510 г.) в коллекции галереи Португалии. Важная деталь в понимании Саломеи 1510 года состоит в том, что она написана Лукасом Кранахом Старшим за 10 лет до встречи с Мартином Лютером. Здесь она скромная брюнетка в приглушённом черном цвете. В 1510 году она скромна, и, хотя одета в меха, нет изысканных украшений и бесчисленных колец, ожерелий у Саломеи. Чувственное, изящного овала лицо, румяна на щеках, нежнейшая кожа, задумчиво-кроткое выражение взгляда, обращённого в сторону от зрителя, во всём читается скромность образа Саломеи. Эта картина, изображающая Саломею с головой Иоанна Крестителя, положила начало серии работ художника, посвященных теме женской власти и женской хитрости.
..
Иллюстрация 2.
Эта работа Кранаха Старшего, датированная 1526 годом обозначает собой тот самый период нахождения образа Саломеи-искусительницы, коварной красотки, что может хладнокровно перейти тонкую грань между добродетелью и грехом. В этом образе -обличение пороков женщины, хитрость и коварство которой, не знает границ. Такие женщины губят мужчин. Фатальность с миловидной улыбкой. Красавица даже говорит раскосыми, хитрыми глазами со зрителем, не стесняясь своего трофея, добычи, победы над силой. Трогательность венка из полевых цветов, что еле удерживаются на золотистых, победных кудрявых волосах, подчёркнута на тёмном, монотонном фоне. Легко можно забыть, что на подносе она держит не голову, ещё почти пульсирующую человека, а весёлый букет цветов или ароматную вазу с фруктами. Модный наряд и жемчужные украшения, вкупе с обилием колец как на шее, так и на пальцах привлекают внимание зрителя, заставляют восхититься молодостью и вкусом. У Иоанна Крестителя рот приоткрыт, застывшее движение губ, глаза задумчиво ищущие, а может даже обращённые к самой Саломее. Глядя на это изображение, обнаруживаешь смятение и хочется разобраться в истинности библейского сюжета, в причинах и следствиях.
..
Иллюстрация 3.
А эта работа Кранаха 1530 года, что выполнена четырьмя годами спустя, изображает Саломею в роскошном платье, украшенном на нагруднике и по рукавам золотой парчой. На картине дан задний план гор и замка из библейского сюжета. Здесь – образец высокой моды северного Ренессанса, с обилием украшений: двойной, ажурной цепью, фактурной тканью, рукава с декоративными разрезами, берет, украшенный страусиными перьями, расшитым жемчугом на голове. Саломея здесь буквально повторяет образ картины Кранаха "Юдифь с головой Олоферна» того же года, где так же моделью была красавица Сибилла Клевская, супруга курфюрста Иоганна-Фридриха.
..
Иллюстрация 4.
В этой работе 1540 г. Лукас Кранах (либо старший, либо младший, либо мастерская Кранаха) нашёл её, эту коварную Саломею. Искусствоведы конца 20 века склонны видеть в этой работе более свободную и отрывочную технику письма художника и есть мнение, что эта картина написана сыном Кранахом Младшим. Только тогда вопросы о логичности построения образа Саломеи ещё больше запутывают зрителя, пытающегося найти подтверждения мудрости ещё совсем юного, 25-летнего Лукаса Младшего, сравнивая его работы и пока ещё не оформившееся мастерство, с очень сложным, выверенным временем и талантом Кранаха Ст. образа Саломеи 1540 года. Эта картина органично вписывается в завершение поиска категория «возвышенного» и «низкого», силы и слабости, греха и добродетели, правды и лицемерия, что проходит через всё великое творчество великого Лукаса Кранаха Старшего. Контекст, постановка и мораль образа Саломеи здесь отлично можно проследить. Саломея на чёрном фоне шатровой бархатной ткани, на заднем плане видны лес, горы, река и вдалеке укрепленный город. Та же голова Иоанна Крестителя (только побледневшая сейчас), уже встречавшийся ранее горный пейзаж с замком на заднем плане картины, также много украшений, но Саломея другая. Хитрость - в раскосых глазах, редкие, почти дьявольски рыжие волосы, и Саломея, словно прижимает к себе поднос с головой пророка. Венок из травы потрёпанный, и важная деталь венка – перо, что пересекает тьму и свет, как бы два пространства правды и лжи здесь прекрасно Кранахом аллегорически выведено. Это перо, выходящее за границу греха на свет здесь как символ наивного кокетства и невинности прошлой жизни. Эта Саломея, роковая женщина здесь представлена как убийца, как символ греха и женского коварства. В этом последнем образе Саломеи красотка уже стала уставшей, потрёпанной жизненными невзгодами, с редкими волосами и укоряющим взглядом, вспоминающей о жизни и приближающейся смерти.
.
Мы можем предположить, что Кранах нашёл ответ на свой вопрос о женщине и её красоте, смазливости и сути. У молодой женщины на губах играет улыбка, когда она стоит в своем роскошном платье, держа обезглавленную голову на серебряном подносе. Отрезанная шея сияет кроваво-красным, а глаза Саломеи щурятся на зрителя, в её взгляде читается безумие. Голова Иоанна и открытые глаза его смотрят осуждающе, с презрением.
.
Жизнь – это цепь постоянных соблазнов в бурном море стихий жизни, метаний в стороны, от отчаяния до бесконечной радости. Но в то время, когда почва уходит из-под ног, то пример внутреннего стержня, убеждённости в правде нам являет собой фигура Иоанна Крестителя - непокорённого, несломленного. Отстаивая непоколебимо свой голос, истину Иоанн платит за это своей жизнью, что женское коварство безжалостно растоптало, как ценность. Призыв Иоанна Крестителя к покаянию, очищению от грехов, от самодовольной гордости, поиск истины и правды сделали Иоанна самым почитаемым святым после Богородицы. Фигура Иоанна стала святой, как мученика и прежде всего как несгибаемого обличителя правды божьей.
.
Кранах, как моралист эпохи Ренессанса, глашатай Реформации нас воспитывает, даёт урок морали, иллюстрирует категории истины и правды через образ Саломеи в контрасте Иоанном Крестителем. Нам понятен фетиш Кранаха усечёнными головами Иоанна. Мы прослеживаем мысль Кранаха в «Христос и грешница» через контраст истины Божьей, правды, покаяния и соблазна сладострастия, грехопадения. Описывая кистью красоты лица и изящество костюма, наслаждаясь, изумляясь и восхищаясь загадкой женского образа, зритель должен помнить, что красота опасна и может быть коварна и поиски истины - это то, что движет нами, то, что сильнО и побеждает.
.
«В вине есть сила, но власть царя сильнее, между тем неоспорима красота женщины, но ничто не может быть выше, победить истину; истина парит над миром и она вечна» - надпись, высеченная в камне в Храме Истины Тамплиеров Шотландии, в Капелле Рослин.
.
©Автор текста – Татьяна Уайт, искусствовед, Арт-гид.