Вы знакомы с ужасом клеветы? Садро Боттичелли раскрывает корни порока.

5

Сандро Боттичелли, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи (1445 -1510 гг.) — итальянский живописец тосканской школы, представитель Раннего Итальянского Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.

Картина «Аллегория: Клевета Апеллеса» (итал. Calunnia) - 1495 г. Размер работы 62 x 91 см, дерево, темпера. Находится в галерее Уффици, Флоренция.

Вы знакомы с ужасом клеветы? Садро Боттичелли раскрывает корни порока.

Ещё с древности мы знаем, клеветники (*сикофанты) ради сведения счетов, получения взяток или из черной зависти были, увы, всегда. Старо, как мир: зависть, клевета, коварство… Античный сюжет «Клеветы Апеллеса» Боттичелли переосмыслил. О сюжете, о героях, о философии и пути к истине эта заметка.

Какой путь проходит человек от пункта Клеветы до пункта Истины? Великий оратор Цицерон упоминает в своих речах римский «Закон Двенадцати Таблиц», что предусматривал смертную казнь за клевету. Клеветников наказывали бритьём головы и бровей и выжиганием на лбу клейма «С» — от calumniātor (клеветник). «Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты», - писал Джонатан Свифт. «Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы», - заметил ещё Александр Пушкин. Тем не менее, не всё так ужасно! Французский дипломат 18 века Шарль Морис де Талейран оптимистично заявлял: «Есть оружие пострашней клеветы; это оружие — истина», - По-другому считал Публий Корнелий Тацит: «Пренебреги клеветой — и она зачахнет». А как распознать, что есть Клевета? Как не привлечь к себе свару сговорившихся людишек в порочный круг зла?

Лучше всего показать жгучее чувство несправедливости через аллегорию, иносказательный жанр, воззвав зрителя к осмыслению, оценке и восприятию полной картины коварства. Аллегория происходит от др.греч. ἀλληγορία — иносказание. Это художественный приём изображения образов добродетели или порока с «говорящими атрибутами», образами с подтекстом, смыслом. К аллегории часто прибегали художники в эпоху Ренессанса.

Боттичелли нам известен по произведениям на религиозные и мифологические темы: «Весна» (1478); «Рождение Венеры» (1484). В этих работах одухотворенная поэзия, игра линейных ритмов, тонкий колорит. Но в конце 15 века что-то потрясает Боттичелли, может спровоцированный против него наговор, а может он находился под впечатлением социальных потрясений 1490-х годов в Италии, на его родине, так что не было другого выхода, как не написать аллегорию о невинно оклеветанных, иллюстрируя время подозрений, доносов и жестокости и опасности клеветы. Многие полагают, что взяв за основу сюжет античности, Боттичелли описал свою аллегорию суда над Савонаролой (реформистским проповедником, в 1490-е годы другом Боттичелли)

История «Клеветы», написанной ещё греческим художником Апеллесом (IV век до н. э.) любопытна. Никто её не видел, но она была известна по описанию Лукиана. Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского, для которого создал ряд произведений. О клевете мы узнаем, когда Апеллес был в большом почете у Птолемея (полководец и телохранитель Александра Македонского). Птолемей стал после смерти Александра 323 г. до н.э. правителем Египта, Птолемеем 4. У Апеллеса появляется завистник, коллега по цеху Антифилом, что пытается его оклеветать перед Птолемеем. Антифилом убеждает царя в предательстве Апеллеса, но одному из друзей Апеллеса удаётся доказать его невинность и вернуть истину. Эта история послужила для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». И хотя картина не сохранилась, до нас дошло детальное описание этой работы у Лукиана («Трактат о живописи») и это описание воссоздал, изложил художественно Боттичелли.

«Путь от Клеветы до Истины»…. Пройти этот путь нелегко, так как будут возникать извечные предрассудки, изъяны человеческой сути.

Картину смотрим справа налево, потому что повествование идёт от главного персонажа Глупости (скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты) и его мучениях в поисках истины. Боттичелли мастерски трактует античный сюжет, с утончённостью миниатюриста, гравёра-ювелира. Деталей на этом полотне достаточно, но не слишком и у каждой детали своя роль, своё место в повествовании. Боттичелли акцентирует наше внимание на жестах и ​​выражениях взгляда персонажей в тронном холле. Статуи в нишах с живыми взглядами наблюдателей обращены в центр события и кажется, что готовы буквально спуститься со своих ниш и принять участие в процессе поиска истины. Мы с вами видим динамику, развития сюжета у Боттичелли.

Фабула истории такова. Согласно Лукиану, на картине большое количество аллегорических фигур: Правда (Истина), Раскаяние, Коварство, Клевета, Ложь, Зависть, Невежество, Подозрение и, наконец, аллегория глупости. Судья в образе царя с ослиными ушами (помните, в мифе о музыкальном состязании Аполлона с Паном, Мидас отдал предпочтение Пану; за это свое глупое решение он был наделен ослиными ушами), символизирующими его глупость. Помните, Александр Дюма заметил: «Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им пути». Восседающий на троне ослоухий царь Мидас воплощает Глупость и Легковерие. Царю Мидасу нашептывают свои наветы в его ослиные уши две, обступившие царя-судью, коварных фигуры – Невежество и Подозрение. Царь, буквально схвачен в тиски этих молодых подозрительно невежественных особ.

Вы знакомы с ужасом клеветы? Садро Боттичелли раскрывает корни порока.

Радом с царём фигура в тёмном одеянии – Злоба, у него царь ищет поддержки. Компания ещё та! Злоба (Зависть) тащит за руку к царю Клевету, симпатичную красотку, полагая что не может неправда быть изречена из уст красавицы. Простертая к царю, прямая рука Зависти выглядит словно меч, готовый поразить царя в голову. Клевета, красотка девушка в обличии невинности, с улыбкой-издёвкой наслаждается возвеличиванием своим, расположением подруг. А подруги и те под стать красотки: Коварство и Обман. Рядышком с Клеветой, они украшают волосы её лентами и цветами, в притворстве красоты и преображая её в обольстительницу царя. Царь Мидос протягивает доверчиво свою руку приближающейся Клевете. Клевета не одна- она одной рукой тащит за волосы свою жертву – Невинность, обнажённого, поверженного, молящего о помощи оклеветанного, другой рукой иносказательно держит факел – освещая, обличая несчастного.

Вы знакомы с ужасом клеветы? Садро Боттичелли раскрывает корни порока.

И поодаль от этой сцены – второй план действия картины, на расстоянии вытянутой руки стоят Раскаяние (старуха-плакальщица в чёрном, траурном плаще, как угрызения совести), в слезах, обернувшись назад, с вопрошающим взглядом, искоса, смотрящая в сторону Истины. И тут игра взглядов – Раскаяние обратила свой взгляд на Истину, Истина – обращая глаза и жест руки в небо, на Создателя, на Верховного Судью – Господа. Именно Господь должен рассудить, помочь оклеветанному, взывающему на помощь в своей молитве. Художник использует резкие краски, запечатлевая судорожные движения персонажей. Вытянутость линий фигур и даже палитру переняли в 19 веке прерафаэлиты (Берн-Джонс). В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими. Но фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире.Боттичелли не случайно изображает Истину нагой. Истинное не закрыто ничем, истинное лишено декораций; трудно представить. Обнажить истину – значит поставить всё на свои места, по правде, по закону Божьему.

Вы знакомы с ужасом клеветы? Садро Боттичелли раскрывает корни порока.

Веком позже Питер Брейгель Старший создаёт подобный сюжет: «Клевета на Апеллеса», 1565 и спустя после этого полвека появляется Гравюра по рис. Питера Пауля Рубенса с сюжетом «Клевета Апеллеса», 1606. В 19 веке к этому сюжету возвращается Джон Вандерлин «Клевета Апеллеса», 1849. Падуанский же мастер Мантенья сохраняет логическую последовательность легенды, располагая персонажей картины слева направо и делая подписи под каждой фигурой рисунка. Ни одна из последующих за Боттичелли работ на тему Аллегории Клеветы не смогла так убедить зрителя в беде легковерия на пути к истине. Боттичелли напоминает зрителям о том, что не следует относиться с излишней доверчивостью к клевете. И мы с вами читаем работу Боттичелли справа налево, рассуждая о каждом персонаже, понимая и оценивая последствия порока и торжество добродетели, а значит и гармонии мира.

Татьяна Уайт. Искусствовед. Эдинбург. Шотландия. 28 мая 2021 г.

«Аллегория: Клевета Апеллеса» (итал. Calunnia) — картина написана Боттичелли в 1495 году. Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. Находится в галерее Уффици, Флоренция.

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,13102 ] / [ 77 ] / [ 0,10795 ]