Ренессанс Италии.
Шедевр Сандро Боттичелли, написанный в конце 15 века (1485–1495 гг.). Картина на все времена и в каждый век она будет понятна, близка, особенно женщинам, если даже убрать религиозную составляющую. Эта картина будет рождать в женской душе трепет и знакомое каждой матери волнение за малыша... и ласка тихая в опущенных глазах...
.
Флорентиец Боттичелли готовился к карьере ювелира. Художник буквально гравировал контуры своих фигур, уделял внимание изяществу линий, свету, движению. Очевидно, здесь, на этой картине и предопределяется его внимание к детализации, к филигранной росписи.
.
Боттичелли за время своего творчества пишет несколько полотен на религиозные сюжеты с Богородицей. Типичный мотив церковного искусства – изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, на коленях, эпоха Ренессанса превратила в настоящий гимн материнству и жертвенности.
.
И одна из нежнейших, трогательных, гармоничных - картина со спящим младенцем и склонившейся в кроткой молитве Богородица.
.
Спящий младенец Иисус с Богородицей на картинах Ренессанса довольно редкое изображение. Барокко, веком позже (1615 г.) представило Мадонну со спящим младенцем кисти Рубенса. А тут у нас с вами - Ренессанс. Кстати сказать, Боттичелли в первоначальном варианте изобразил младенца с открытыми глазами, но потом, очевидно для убедительной трогательности сюжета решил младенца изобразить с закрытыми глазами. На всех полотнах, особенно эпохи Ренессанса, где Мадонна с младенцем, младенец бодрствует, а тут он погружён в сладкий сон и казалось бы, ничто не может потревожить этот сон и ничто горестное не вправе ворваться в жизнь этого мирно спящего младенца. Но Ренессанс состоит из символов, предупреждений, знаков. Так и здесь, на этой, казалось бы безмятежной картине всё окружено символами.
.
Пышные кусты роз и ковер из растений и цветов расписаны с особой тщательностью и каждая деталь здесь имеет символическое значение.
.
Розы, нежные без шипов гармонирующие по цвету одеяния Богородицы, как и молодая земляника, наполовину ещё в цвету, наполовину уже спелая, тоже символ нежности в коде Ренессанса. Красный цвет, однако, чаще интерпретируют, как кровь Христа. Предупреждение? Возможно.
.
Синий плащ Марии и фиалки внизу картины символизируют ее скромность и смирение. Золотое сияние на плече ее мантии - морская звезда, так же символично. Почитание Пресвятой Богородицы как морской, путеводной звезды восходит к раннему средневековью и это ещё один символ Богородицы, её чистоты.
.
Плавные складки одежды, тканей, гармоничные переходы цветовой гаммы. Мы даже можем видеть кружевной платок-накидку Марии. Мы можем в её прозрачности и тонко выписанной вышивки увидеть параллель с почти фарфоровом изображении спящего младенца. И его сон охраняет любящая мама.
.
По лёгким теням на каменных руинах мы можем догадаться, что время полуденное и тени убывают и тона здесь максимально контрастны.
.
Картина умиротворяющая. Перед нами художник, кистью которого вела грация и изящество.
.
Удивительно, как художник мог уловить эти нежные женские и детские контуры, вдохнуть жизнь в почти невесомые фигуры матери и дети, при том, что Боттичелли никогда не имел своей семьи. Он умер от тяжелой болезни в бедности в 1510 году. Его быстро забыли современники и не узнали бы потомки, если не Братство прерафаэлитов.
.
Прерафаэлиты переняли растительную детализацию художественного стиля Боттичелли, сделав её лейтмотивом, канвой викторианского художественного повествования.
Автор текста: Татьяна Уайт. Искусствовед. Эдинбург. Май 2021.
* The Virgin Adoring the Sleeping Christ Child by Sandro Botticelli (1490), Scottish National Gallery. Edinburgh.
Сандро Боттичелли (1445-1510) - Мадонна, поклоняющаяся спящему младенцу Христу.
Картина из коллекции Национальной Галереи Шотландии. Эдинбург.