Считываем коды Карло Кривелли. "Благовещение"

2

Карло Кривелли. «Благовещение со Святым Эмигдием (Эмидием)» 1486 г. Картина написана темперой и золотом на доске, затем перенесенная на холст.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

Невероятная картина. К ней, из всех филигранных работ Кривелли, я питаю особую симпатию. Считаю эту картину верхом виртуозности кисти живописца, эталоном перспективы и декора. Она, словно театральная декорация, изящно выписанная, в перспективе отправляет нас в путешествие мира Ренессанса: его героев, его событий, его чаяний и торжеств. Картина непростая, читается не сходу. Картина может даже и не Благовещении или не о святом Эмигдии, а о городе. Неожиданно? Кривелии, непростой художник-ювелир «закодировал» картину так, что понять её можно только внимательно читая, сопоставляя тщательно выписанные детали.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

В основе любой картины этого мастера лежит сложная архитектурная база, и Кривелли, здесь скорее скульптор, выбирающий декорации для своего сюжета. Творения Кривелли напоминают нам работы искусного ювелира. Живописец-скульптур, ювелир, он внимателен к каждому сантиметру поверхности картины, у него прорисовано тщательно и ювелирно абсолютно всё. Его сложная символика, композиция с тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма, орнаментальность, четкость в трактовке форм и экспрессивность восхищают.

Картину предлагаю смотреть, или точнее — подсматривать, разглядывать сверху глазами девочки (некоторые искусствоведы почему-то утверждают, что это мальчик. Интерпретация пола не столь важна здесь, как мне кажется), пытающейся понять и наверное, запомнить какой-то особенный день из жизни итальянского города Асколи. Почему этого города?

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

А потому, что в 1469 г. Кривелли поселяется в городке Асколи-Пичено, к 1478 году он обзаводится там собственным домом. Почти все работы Кривелли создал для Асколи Пичено и близлежащих городков. Уроженец Венеции Карло Кривелии завершает свою земную жизнь в 1495 году именно в этом городе Асколи-Пичено.

В 1482 году папа Сикст VI восстанавливает право города на самоуправление, право распоряжаться своими деньгами, управлять своими налогами. Эту весть (Папскую буллу) почтовые голуби в город принесли асколанцам ровно в день Благовещения, 25 марта. И этой благой вестью буквально пронизана картина через символы, образы, движений. Так у «театра Кривелли» здесь не только «Благовещение», но и «LIBERTAS ECCLESIASTICA» («свобода от церкви»).

Богатство города изящно показано Карло Кривелли в персидских коврах, вышитых тканях, роскоши интерьеров и отделки фасадов — ведь город ещё до основания Рима, в давние времена, отлично торговал, т. к. стоял на стратегически и экономически важной «соляной дороге» (Виа Салариа), по которой соль доставляли с Адриатического побережья в центральную Италию.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

Жители города: магистраты, монахи-францисканцы, монахи-доминиканцы, купцы, торговцы и…маленькая девочка, заинтригованно выглядывающая из-за парапета лестницы. Эта девочка, пожалуй, единственный свидетель и посредник между зрителем и персонажами картины — ей дано созерцать таинство благовещения и движение эмоций ожидания благой вести об административной автономии региона.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

Кривелли погружает зрителя в театр того времени, в город, наполненный людьми и символами. И действия в этом театре времени, ювелирно выписанной, у Кривелли два, они переплетаются аллегорически: церковная свобода городу благая весть Господа Богородице. Кривелли, как художник Ренессанса, комбинируя символы и создавая тем самым «кодовый язык искусства», старался сплести в своих произведениях довольно сложные аллегории.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

Итак, театральный занавес открывается, и мы видим, что все персонажи заняты делом, каждый своим (включая сцену принятия Марией благой вести с символами луча, голубя, архангела Гавриил, покоев Марии):

  • На шестах, вверху, сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей. Любопытно, что восточный ковёр рядом только подтверждает купеческие приобретения и желание поскорее освободиться от папской зависимости.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

  • Мы видим, что опустился на землю для своей важной миссии Архангел Гавриил и уже повернулся лицом к Деве Марии, чтоб сообщить ей весть о том, что Господь даёт ей величайшую благодать быть Материю Сына Божия. Тут всё и цветок белой лилии, символ непорочного зачатия и слова уже произносятся в благословении… как Епископ города Асколи — Эмигдий (надо отметить в сноске, что именно Епископ, не святой изображён Кривелии на картине. Этому кроткому персонажу Кривелли не пририсовал «свой тарелочный» нимб, напротив, показал его стеснительное бессилие за католической роскошью одежды и драгоценных камней),

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

держа в руке модель города своего, подсаживается рядом с Архангелом и просит о своём, важном — о защите города. Эмигдий здесь пока ещё не святой, но претендует на это. Как же обойтись без поддержки Господа, ведь вовремя появился посредник Господа — Архангел Гавриил и нужно поспешить ему рассказать о городе и попросить защиты от возможных землетрясений. Тут и следует выбор жителей Асколи своего покровителя.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

  • Узкий проем, обрамленный пилястрами и увенчанный не менее роскошным карнизом, открывает внутреннее убранство комнаты, в которой молится коленопреклоненная Мария. Стена, что отделяет Деву Марию и Архангела Гавриила неспроста. Нет ничего сильнее воли Бога, и Кривелли очень ясно даёт зрителю это знать. Ангелочки на небе, образовав круг всеми силами, как ветром, выдувают луч света. И это не НЛО, не летающая тарелка, (однажды увидела эту странную интерпретацию у гида в Лондоне). Облако, из которого исходит луч — символ господня всеведения. Этот луч света настолько силён, могуч, что он находит отверстие в стене и достигает головы Девы Марии. И голубь над Марией — Святой Дух показан очень трогательно, но прицельно не в сердце, а в голову, через портал броши. Безусловно, богом избранная Дева Мария, погружена в это таинство промысла Божьего, она склонила голову, скрестила на груди руки, в знак смирения и покорности воли Божьей.
  • Вся правая часть «декораций» Кривелли изобилует символами: от зажженной свечи, знака ее веры, до стеклянной бутылки, образа ее чистоты; Другие символы: нетронутая, аккуратно заправленная кровать, символ целомудренной жизни избранных Богом; павлин на балюстраде, как символ бессмертия. Согласно средневековой легенде, тело этой птицы было нетленно. Множество глазков на хвосте символизировало всеведение бога, а резкие крики этой птицы в Средневековье сравнивали с жалобными стенаниями христиан, взывавших к богу. Чуть правее павлина — горшочек с миртовым деревцем, мирт — символ мира, любви и верности.

Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение

  • И ещё птицы: из клетки выпущена птица (маленький фазан) — согласно обычаю, птичек отпускали на Благовещенье. В одной из клеток — щегол, символ христианской души. Питавшийся чертополохом щегол на картинах с Марией — предвестник будущих горестных событий. По средневековой легенде, щегол, связанный со страстями господними, являлся спасителями и служил амулетом, охранявшим от чумы.
  • Считываем коды Карло Кривелли. Благовещение
    • На картине столько декораций, столько этажей, столько слоёв, что может показаться разброс, перегруженность. Но чувство гармонии Кривелли даёт нам ощущение полного равновесия. На этой картине всё подчинено закону перспективы, иллюзорному пространству и чувствуется некое радостное предчувствие предстоящего праздника.
    • На втором этаже, кроме павлина- вазы с цветами, детально выписанный, яркий восточный ковер и этот ковёр перекликается с другим не менее ярким восточным приобретением на верхней части картины. И этот ковёр снова нам напоминает о жизни здесь, на земле, о молитве монахов, о чаяниях купцов и стяжателей жизни. И каждый, прогуливающийся по саду, томится в нетерпеливом ожидании своей «Благой вести».
    • Кривелли всеми средствами показывает невероятное богатство города и это не только фасады, но и дорогая древесина и мрамор, это и вышивка золотой нитью на шёлке. Кривелли нам демонстрирует тонкость своего художественного письма.
    • Конечно же и здесь, как и на других работах Кривелли, где описан образ Богородицы присутствуют маринованный огурец и свежее яблоко. Искусствоведы до сих пор ломают копья, расшифровывая эти ботанические символы. Полагаю, Кривелли не только идее христианства в эпоху Ренессанса, но и самому себе обеспечил бессмертие этим «бессмертным» продолжающим жить в маринаде огурцом.

    Текст: © Татьяна Уайт. Эдинбург. 20.04.2021.

    #карлокривелли #венеция #италия #renessaince #painting #arte #carlocrivelli #crivelli #venice

    Картина находится в постоянной экспозиции Национальной Галереи Британии. Лондон.

    2 метра 7 см. x 1 метр 46 см.

    Карло Кривелли. «Благовещение со Святым Эмидием» 1486 г. *Эмигдий.

    Комментарии
    Яндекс.Метрика
    [ 0,11233 ] / [ 74 ] / [ 0,07262 ]