Лабиринт
Само слово «лабиринт» догреческое, минойского происхождения. Производное от слова «лабрис», означающий двойной топор или двулезвийную секиру - важнейший культовый символ в религии минойской Крита, воплощение магической власти, ассоциирующееся то с образом божественного быка, то с великим женским божеством.
.
Лабрис - двусторонняя секира или обоюдоострый топорик скифов (сагарис). Лабрис ассоциировали со свадьбой Луны и Солнца. В соответствии с древними представлениями Луна является сосудом для Солнца, вместилище Вселенной и Солнца. Луну ещё называли "infudibulum terrae" (воронкой Земли), поскольку она "пропускает" сквозь себя силу небес.
Лабрис, прежде всего, у древних - ритуальный символ. Кельты сказывали, что феи танцуют при лунном свете на спиралях лабиринта.
.
«Умирающая» Луна, принимающая при этом форму ладьи, являясь частью символа воды и энергии, лабрис резонирует с темой "лабиринта", темного и запутанного пути, по которому будет блуждать Луна три ночи.
.
В греческой мифологии лабиринт - это дворец, из которого невозможно найти выход. Знаменитый критский лабиринт был построен Дедалом для критского царя Миноса по образцу египетского лабиринта, что насчитывал 3 тыс. комнат под землёй, над землёй и где среди всего прочего находились гробницы священных крокодилов (как мы знаем по Геродоту).
.
В лабиринт был помещён Минотавр. Тесей, согласно мифологии, нашёл выход из лабиринта с помощью клубка ниток, что вручила ему Ариадна («владычица лабиринта» Lapyritoio potinjia).
Плутарх нам рассказывает, как Тесей исполнял свой «танец журавля» (несколько шагов вперёд, а потом назад, резкий поворот направо и налево), движения которого воспроизводили блуждания пленников лабиринта. Это стало важным для понимания значения ритуальных танцев в лабиринте.
.
Лабиринты были местом посвящения во многих древних мистериях.
На снимке - древнее изображение лабиринта, Петроглиф лабиринта в Галиции, Испании (Mogor, Galicia), 2000 лет до н.э.
.
Средневековье отлично использовало критский миф о лабиринте, интерпретируя его, как путь к очищению божественному. В мифе, что положен в основу истории Тесея и Минотавра была обыграна идея спасения. Мрачное жилище лабиринта охраняет грозный властитель загробного мира Минотавр. Разумеется, что из большинства смертных, попавших в лабиринт с его извилистыми коридорами, по дороге в одном направлении - к самому центру преисподней - ожидал великий пожиратель Минотавр. Но! Среди множества ходов лабиринта был один-единственный, не в глубь помещения, а наружу - светлый мир живых. Найти этот единственно верный путь дано лишь немногим. Только тем, кто владел тем особым «компасом», что указывал на дорогу, правильную тропу. Ариадна в мифах, Бог - в христианстве. Бог ведёт праведных.
.
Всем вспоминается легендарная мозаика-лабиринт в готическом Шартрском соборе, Франции. Паломники, проходя по линиям и тупикам, пробуя и где-то оступаясь, словно в пути на Святую Землю. Так в храме христианском - прохождение потлабиринру. Лабиринт ещё и в христианстве - символ «неисповедимых путей Господних».
.
А древний лабрис связан с лабиринтом через движение Солнца. Так, описав круг - к Луне, лабрис указывает путь в бесконечность. Круговорот: жизнь-смерть-жизнь. Таковы были древние представления - появления и исчезновения солнца. Древние считали, что Солнце, уходя с небосклона, проходит через царство темноты, где оно в битве с силами тьмы, проходя через лабиринт испытаний, победив - возвращается вновь на небосклон, неся с собой свет, рождение нового дня и радость.
.
Говоря о перекрёстной символике «Лабрис» (как производное «лабиринта») - двойной топор это и есть символ орудия борьбы и символ орудия созидания. Это Луна и Солнце. Это вход и выход. Это символ начала и символ конца. Равнозначно.
На снимке ниже - мозаика на Крите. Ритуальный лабрис.
.
Лабиринт в сегодняшнем понимании - это запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.
.
В духовном смысле - путешествие души, через тернии тьмы, ошибок, спотыканий - к свету, к Богу, к наитию себя.
.
Лабиринт - это ещё и испытания зрелости, внутренней устойчивости человека. Ведь идя на борьбу со своим тёмным, человек в этой борьбе либо одерживал победу над своей тёмной стороной, над Минотавром, олицетворением своего дьяволького "я", либо нет. Это проверка боем.
.
Человек, прошедший лабиринт обладал невероятной мудростью, просветлением. От тьмы - к свету. Память в путешествии по тропам лабиринта важна, если не сказать, просто необходима! Не наступить на те же грабли, извлечь урок, уметь учиться - это лабиринт и его смысл.
.
Иногда трактуют центр лабиринта - как центр посвящения в истину.
.
Древнейшее из известных в настоящее время изображений лабиринта в виде схематически вычерченного прямоугольника со сложной системой внутренних ходов дошло длинам на глиняной табличке архива в Пилосе.
.
Лабиринт мы видим, как символическое изображение в культурах: египетской, индуистской, кельтской и многих других, за ними последовавших.
.
Южный Урал, кстати, нам представляет Аркаим, город с отголосками лабиринта индоевропейцев.
.
... о Минотавре (образе человеко-быка), быках, бычьих и коровьих божествах побеседуем чуть позже.
Фото/иллюстрации:
1.Тапуат - символ жизни, семиповоротный лабиринт. У индейцев хопи он обозначает пуповину, связывающую Мать-землю и дитя-человека. Человек проходит свой жизненный цикл под присмотром любящей Матери.
2.Римская мозаика, украшавшая семейную гробницу в некрополисе Суса (Тунис). Корабль с фигурами Тесея и его спутников. Надпись: "hic inclusus vitam perdit" (это разрушает жизнь уединения)
3.Лабрис. Крит.
4.Шартр - © Jeff Saward/Labyrinthos