«Кружевница»
- 17 века Яна Вермеера,
- 19 века Василия Тропинина и
- 20 века Сальвадора Дали.
.
Кружевница Яна Вермеера по размерам совсем крошечная менее 25 см. x 21 см. Рамка, словно окно в невероятный мир волшебного, почти сказочного действа женственного усидчивого ажурного рукоделия.
.
Издавна считалось, что руки благочестивой женщины всегда должны быть заняты рукоделием - оно отгоняет праздные и греховные мысли.
.
Вглядываясь в эту крошечную картину, почти миниатюру Вермеера, мы словно попадаем в театральное действо. Оно проходит перед нами, через восприятие художника, его восхищение женской тихой красотой и очарованием женских рук. Художник сам созерцает, медитирует с мастерицей, он сам растворился в этой сосредоточенности труженицы, в её полном погружении в работу. Труд этот, как мы видим сами, - кропотливый и требует не только усидчивости, но полной внимательности, концентрации. Одно неверное движение - и вся работа будет испорчена. Девушка на картине, видимо, только начала плести кружево, у нее в руках только несколько коклюшек. Идёт полная работа...
.
Вообще же, Вермеер создал совсем не много, не более 34 картин за всю его творческую жизнь.
Вермеер изображал женщин преимущественно в момент какого-либо действия: будь то написание письма, игра на инструменте, взвешивание весов или кружевоплетение.
.
Вермеер чаще всего в его картинах как бы заглядывал в щёлочку, в уединение частной жизни. Он, наблюдая, выхватывал чувства своих нежных героинь, освещая их своим светом.
.
Мастерски передана фактура предметов: шероховатость стены, лакированная поверхность деревянного стола, бархатистость подушки – убедительная материальность. В картине передана атмосфера покоя и уюта, сквозь полотно чувствуется сосредоточенность кружевницы. Вермеер сумел это всё передать мастерски.
.
Сальвадор Дали считал "Кружевницу" Вермеера одним из величайших шедевров мировой живописи, наполненной неистовой энергетической силой. У Вермеера это очевидно. Некая магия этой энергетики буквально цепляет наши глаза и держит их на нежном лице героини, тонком румянце её щёк, волшебной вовлечённости её глаз на работе, ловких пальцах мастерицы и свете процесса работы. Но Сальвадор Дали нам даёт скопированный образ мастерицы с каким-то обозлённым нетерпением на лице. Это огорчает и умаляет саму идею женского долготерпения, аккуратности и тишины.
Копия шедевра у Дали не удалась и возвысила талант Вермеера ещё выше.
.
Работа Василия Тропинина «Кружевница» - другая. Тот же сюжет, те же атрибуты рукоделия, но всё у Тропинина иначе.
Кружевница больше позирует, она не погружена полностью в труд, она отвлеклась; и это нежное создание больше обращает на себя внимание, нежели чем на то, что вокруг её - кружева. Тропинин любуется молодостью героини, её красотой и загадкой. Художнику интересны глаза и вкрадчивая улыбка мастерицы. Мне эта красота больше видится здесь как смазливость, увы, не кротость и не внутренняя энергетика сюжета. Мы любуемся молодостью её, мы восторгаемся правильно выписанными чертами лица, но не более. Мы не проникаемся в тишину волшебства работы и женского благочестия.
.
Мои предпочтения - оригинальности, новаторству и таланту 17 века, работе маленькой, ёмкой и энергетически полной.
Иллюстрации:
- Ян Вермеер. Время создания картины: 1669-1671. Размер 24 см. на 21 см. Холст, масло. Находится: Лувр. Париж. Франция. © 2007 RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Gérard Blot
- Сальвадор Дали. Копия работы Яна Вермеера. 1955 г.
- Василий Тропинин. Время создания: 1823 г. Холст, масло. Размер: 74,7 × 59,3 см. Находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Текст:
Татьяна Уайт. Искусствовед, Арт- гид.
29 марта 2021 г.