Тропами путешествий…
10 лет назад во время нашего семейного путешествия в Нормандию, Францию мы были просто потрясены, что увидели с высоты – движение пилигримов. Они шли вереницей, пешком, босыми по илистому серому песку, с детьми, с нехитрой поклажей. Меня очень впечатлило это движение, путешествие, ход, пилигримы… что я его увидела сверху скалы Св. Михаила и сумела запечатлеть на камеру. У меня было состояние оцепенения, восхищения и смиренности – всё одновременно. Был какой-то невероятный трепет. Что это: шествие, ход, процессия…путешествие с другими к Божьему месту?
Вот недавно, побывав на воскресной службе в Даремском соборе, снова подумала о процессии, движении церковников. В храме, в соборах (где для процессий были продуманы врата и нефы) мы наблюдали снова шествие. Оно было долгим. От западных врат, вокруг алтаря и обратно. Хор с церковнослужителями в богослужебных облачениях несли святое Евангелие, крест, хоругви…и в этом шествии пели церковные песнопения.
Мне подумалось, что эта процессия имеет глубокий теологический смысл для прихожан. Она иллюстрирует сам факт путешествия. Мы все находимся в пути. Каждый в своём. Все мы, своего рода, пилигримы в дороге к Богу. И если взять храм в его форме: процессия начинается с западных врат, со входа (с твердыни земли, образно выражаясь) и движение постепенно течёт к алтарю, святилищу, к месту святости и божьего пребывания (восток). Пока эта процессия делает круг, у нас есть время подумать о бренности жизни и о Христе, Спасителе. Он, по плоти своей человек, по сути - Бог прошёл за нас этот путь поисков, страданий к свету.
Мне кажется, когда человек может отрешиться от суеты и подумать о вечном, то это вечное становится ближе к нему. Или я не права?
Эти российские монахини, что обходят ежедневно территорию своей обители с молитвой… потрясающе. Вальтер Скотт в «Талисмане» описал точно впечатления от подобного шествия: «….процессия состояла из земных созданий, напоминающих хор сверхъестественных существ, прославляющих святыню, которой поклоняется весь мир…»
То же чувство смирения, оцепенения и восхищения.