Египет. Ох уж этот Египет!
В Египте я не была, но путешествие в Египет так или иначе меня застигло в разное время жизни, через разных людей. Эти люди отправили виртуально меня в Египет и так я немного начала соприкасаться с мощной культурой, цивилизацией, что владела и до сих пор владеет территорией земли и подземелья, миром живых и мёртвых, являясь и поныне самой могучей цивилизацией в мире.
Египетский папирус, который лежал долгое время, как сувенир, среди множества самых разных сувениров со всего мира, вдруг откликнулся, стал просить себя прочесть…
Ох, уж этот Египет! Как он затягивает при даже малом соприкосновении к его непонятным символам, сулуэтам… Ну вот что из глубины тысячелетий эти фигуры и знаки мне могут поведать, так бережно подаренные египетской девочкой Невин в 2009 году?
Я уже теперь знаю, что для египтянина создать изобразительный знак предмета означало сберечь и увековечить его жизненную силу. И Египет это всё о вечности, силе, непреходящности, примере для подражания.
Человек, в понимании древних египтян, — имел несколько «душ», продолжающих существовать после его смерти, с которыми живые могли вступать во взаимодействие.
Жизнь после смерти. Звероликие боги: Анубис с головой шакала, бог мудрости и письма Тот с головой павиана, богиня войны Сехмет с головой львицы, бог Света, Гор с головой сокола. И вечная жизнь в анхе, жуке-скарабее.
Мне никогда не было понятно такое явление, как ограбление или просто ковыряние в умерших, в могилах, вторжение в их мир мёртвых. Я всегда с ужасом смотрела на размещение мумий в музеях и моё сердце сжималось от боли, что эти умершие тела на всеобщем обозрении.
Но другое моё «я» утверждало, что в Египте особенно, души перерождаются и живут в другом уже воплощении вечно. Но, полагаю, мумифицировали египтяне не для того, чтобы потом оказаться выставленными на всеоборзрение в музеях мира… Или я заблуждаюсь? Жаль их, умерших.
Но у меня в руках между тем — папирус и мне очень хочется хотя бы немного его прочесть, разобраться хотя бы в персонажах — кто есть кто.
Хатор, Нефертари в сопровождении Бога Гора (Horus), сына Исиды перед Маат.
Кто же она — МААТ?
Упоминания о культе богини Маат встречаются еще в эпоху Древнего царства; в эпоху Нового царства богиня чтилась, как дочь Бога Солнца Ра и супруга бога мудрости Тота. Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Маат большую роль играла в загробном суде Осириса.
Египтяне, как мы знаем, чтили мудрость и закон. Они считали, что после физической смерти праведный человек попадает в космическое состояние, которое описано как всеобщая истина. Вот тут-то и появляется Маат.
Маат (или, как ее еще называли, Аммаат) являлась олицетворением истины, гармонии и справедливости. Имя богини значит в переводе «правда», «баланс» или «правосудие». Древнеегипетская богиня истины и справедливости Маат (с крыльями) принимала участие в суде над душами умерших. Маат участвовала в создании мира, уничтожении хаоса и установлении божественного порядка и вселенской гармонии. Символы богини — страусиное перо, пчелы и воск. В пчелу, согласно мифам, превратилась слеза бога Солнца после сотворения мира, поэтому это насекомое было очень почитаемым. А воск, как материал, символизирующий небо и землю, посвящали не только Маат, но и ее отцу богу Солнца Ра. При ней всегда было страусиное перо. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы. Маат клала перо, как мерило истины, на левую чашу весов; на правую же чашу боги клали вместилище души, сердце усопшего.
Только если человек жил согласно принципам Маат, был честным и обладал чистыми помыслами, его душа оказывалась легче перышка Маат или равна ему по весу, и боги наделяли счастливца вечно беззаботной жизнью в загробном мире или возможностью воплотиться на Земле еще раз. В противном случае душа несчастного пожиралась чудовищем Амту, львом с головой крокодила, и таким образом предавалась окончательной смерти без возможности перерождения.
Египтяне чтили мудрость, но не хитроумие, или изворотливость ума. Существовало представление о двух сестрах Маати, в чертог которых вступает умерший. В этом чертоге царили честность, чистота, справедливость, истина. Рай?
Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во всём пантеоне египетских богов. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положены в основу 12 заповедей христианства.
Маат оказывала покровительство всем людям с чистыми помыслами, могла защитить от бесчестья и клеветы. Все законы существования и развития мира осуществлялись посредством Маат: разливы Нила, смена времен года, движение звезд, порядок проведения ритуалов поклонения богам и правила взаимодействия людей друг с другом.
Принципы Маат длиннющие, состоящие из 42 признания, среди которых:
Я не совершал греха.
Я не воровал.
Я не крал зерно.
Я не произносил лжи.
Я не произносил проклятия.
Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
Я никогда не останавливал [потоки] воды.
Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
Я не выступал с высокомерием.
Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу….
Но на этом сувенирном папирусе не только Маат, но и Хатхор и Гор (бог Света с головой сокола — солнечный диск с распростёртыми крыльями) с Нефертари:
Гор (Хор) — его глаза луна и солнце. Его называли хранителем Тайной Мудрости. Известное всем — Уджат — «Око Гора»,
по легенде полученное им от Тота, бога мудрости, когда в битве с Сетом Гор теряет свое физическое зрение. Уджат позволяет видеть скрытую суть вещей и явлений, распознавать добро и зло, совершать справедливые действия.
Про Нефертари мало известно. Неизвестно, например, откуда она была родом. «Нефертари, та ради которой светит солнце». Умиротворяющая богов, тем не менее, Нефертари играла важную роль в ритуалах между людьми и богами.
А что до сидящей Хатхор. В египетской мифологии она — богиня неба, защитница умерших, богиня радости и любви. Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в виде молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра. В правой руке — скипетр из палки с рогатиной на одном конце, в левой руке на этом папирусе Хатхор держит анх, символ вечной жизни.
Египтомания, охватившая добрую половину 19 и начала 20 века вдохнула новую жизнь в масонское движение. Масоны буквально перенесли идею умирания и возрождения в свои мистерии, нагрузили их египетским символизмом, эзотерикой. Египет словно око Саурона, Всевидящее око в произведениях Толкина притягивает, манит, соблазняет… И эта вечная тайна вечности Египта. Кто ж её разгадает? И зачем разгадывать, если что-то должно в этом мире остаться загадкой, непостижимой тайной, чтоб остаться в вечности.