Загадка Джоконды

3

Мона Лиза. Джоконда. 1503–1506 (1527) гг. Картина написана на доске тополя. #Шедевр #загадка #Глаза #Улыбка

Загадка Джоконды популярности звезды, иконы массовой культуры. Как получилось, что красавица Джоконда превосходит по мнению массовой культуры красавиц других чудесных портретов Леонардо, таких как: «Дама с горностаем»
или «Мадонна Лита» или даже «Прекрасная Ферроньера»?

Портрет Джоконды интересен. В этой картине Леонардо применил приём — сфумато (с итал. «исчезающий, как дым» — художественную технику, когда краски наносятся слой за слоем и показывают тонкие градации света и тени. Этих прозрачных слоёв Леонардо нанёс большое количество, создавая тем самым воздушную перспективу. Благодаря этому приёму свет по-разному отражается и рассеивается по картине, в зависимости от угла зрения и угла падения света. В этом и кроется одна из загадок выражения лица Моны Лизы. Лицо, взгляд её постоянно меняются.

Изящно выписанная вуаль, тонко обтянутые локоны и прекрасно выписанная складчатая ткань — всё это великолепно исполнены художником.

До сих пор не стихают споры о том, с кого списывал образ Леонардо. Одни утверждают, что на портрете — Лиза Джерардини, супруга флорентийского купца. Но нет никаких письменных источников, только догадки. Другие исследователи искусства считают, что на полотне изображена герцогиня Констанция д’Авалос, вдова Федерико дел Бальцо. Ещё одно предположение героини на картине — Пачифика Брандано…последние две красавицы были связаны любовной связью с Джулиано Медичи. Даже поговаривали, что Леонардо написал себя в образе Моны Лизы…

Как искусство пробивается в массы? Тоже загадка? Скандал, кражи, освещения в прессе, журналисты… всё это подогревает интерес массового зрителя, создаёт ажиотаж, толпы желающих, стремящихся утолить любопытство. Интересно. Мы ценим всегда больше то, что когда-то теряем. Именно тогда наступает осознание важности того, что было…

Винченцо Пируджиа (бывший служащий Лувра) выкрал картину из Лувра с целью вернуть её в Италию, на историческую родину — 21 августа 1911 года. 2 года поисков и стенаний журналистов о потере превратили эту картину Леонардо да Винчи в шедевр, в непревзойденный образ женской красоты и загадочности. Газеты того времени так и писали о пропаже — «самая прекрасная картина в мире». Журналисты даже полагали, что это улыбка Мона Лизы загипнотизировала, свела с ума воров. К слову сказать, грабитель хорошо был знаком с картиной, он даже ранее создал для Лувра стеклянную раму для Джоконды, и после ограбления «спал на этом образе» — Мона Лиза его «согревала» своей энергетикой, что источала через его матрац. Общение его с Джокондой было близким.

Журналисты, создав вокруг кражи ажиотаж, сами того не ожидая, увидели толпы, тысячи любопытствующих в Лувре. Люди приходили просто, чтобы увидеть зияющее пустотой место и посплетничать о версиях кражи. Мало кто из них вообще был ранее знаком с этой работой Леонардо, в отличии, например, самого грабителя.

О похищении Моны Лизы говорили все, кому не лень, а газеты раздували это похищение в ранг кражи века. Мировая сенсация, детектив, интрига, загадка!

Вор был пойман, осуждён на год за преступление, о нём знал весь мир. А картина по её возвращению в Лувр стала уже легендой, признанным шедевром миллионов восхищенных глаз.

Критики описали словами смысл улыбки Моны Лизы, а люди потянулись её разгадывать.

Что вы видите в образе Джоконды? Что считываете, чем она вас притягивает? Весь 20 век говорил о колдовских чарах, скрытой в улыбке Моны Лизы.
А может это лишь снисходительность улыбки, ничего более? А может за взглядом всё же кроется тонкая материя духовного мира?

И как же похожа эта загадочная улыбка Джоконды на улыбку «Иоанна Крестителя» и «Ангела во плоти». Кто это на картине Леонардо? Может это Салаи, ученик да Винчи, модель для его вышеназванных работ?

Мона Лиза не давала покоя с начала 20 века многим, включая завистливых художников. Её женское лицо уродовали на открытках, в газетных, журнальных публикациях. Мона Лиза стала героиней карикатуристов. Над ней измывались кто во что горазд. И это снова прибавляло популярности образа.

А ведь до похищения Моны Лизы народ массово восхищался Мадоннами Рафаэля…

Можно восторгаться или недоверчиво брюзжать о загадочном взгляде и улыбке Джоконды. Несомненно, она такая одна и величие ей прибавила людская толпа, людское любопытство и ажиотаж. Джоконда достигла таких высот восхищения миллионов, что она теперь сама может определять, выбирать, на кого производить впечатление, а на кого нет.

Татьяна Уайт.
Эдинбург. Шотландия.

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,10124 ] / [ 71 ] / [ 0,07707 ]