Дополненная статья.
*Разбираем картины - загадки *
Картина Ганса Гольбейна Младшего: "Послы". Картина находится постоянной экспозиции Национальной Галереи Лондона с 1890 г. До этого времени картина была во владении Герцога Раднора и висела в его замке Лонгфорд .
.
Эта эпохальная картина написана в 1533 году, в то время немецкий художник были личным, придворным художником Генриха VIII, Тюдора. Гольбейну младшему надлежало показать прославить кистью Тюдоров и его эпоху. Картина «Послы» - эпохальная.
.
Попробуем прочесть картину? История такова: Джорж де Силва (25-летний), епископ Лаворский в 1533 году навещает своего друга, 29-летнего французского посла в Англии - Жана де Дентвиля (эта картина была с ним во Франции до конца 18 века) в Лондоне. В это время и написана картина, во время встречи друзей. Их возраст можно найти в деталях на полотне: ножны кинжала, которые сжимает в руке посол есть цифра 29 (под большим пальцем) и цифру 25 - возраст епископа можно рассмотреть на обрезе книги, на которую он облокотился. Картина была написана в эпохальный период не только для Англии, но и прежде всего для самих французов, детально выписанными на полотне. Жан де Деньвиль, достигнув 29-летнего завершал свой срок пребывания в Англии в качестве посла Франции. Хотя он и одет в колоритный тюдоровский костюм, но глаза его грустные от осознания незавершенной, безуспешной работы по лоббированию в Риме - плана развода Генриха VIII с Катериной Арагонской. Только появление любимого друга в Лондоне, Джоржа де Силва могло украсить и закат карьеры Жана де Деньвиля в качестве посла (все послы в то время располагались в Брайдвел дворце, на востоке Лондона). Епископ приехал в Англию по поручению французского короля, Франциска I (Генрих VIII сначала пытался через французских дипломатов повлиять на Папу Римского на решение о своем разводе. Так эти дипломаты косвенно предстают не только свидетелями, но и участниками политических, государственных, светских событий в Англии).
.
На этом полотне много драмы и символов. Композиция картины необычна. Предметы на полках представляют все многообразие интересов и достижений той эпохи: как в области культуры, так и в области науки. На верхней полке - символы небесной жизни (астрономические атрибуты, предметы и достижения ученых), предметы, означающие духовность мира и духовное единство; на нижней - земной (житейские, материальные реалии).
.
На верхней полке этажерки можно видеть цилиндрические солнечные часы Чилиндер (часы путешественников). Они появились в Европе в 11 веке. По бокам цилиндра часов проведены вертикальные линии, а по низу написаны месяцы, года. Чтобы узнать который час, нужно было подвесить Чилиндер вертикально. Гномон, отбрасывающий полоску тени нужно вращать так, чтобы он соответствовал месяцу и дню измерения. В момент измерения гномон нужно направить на Солнце, чтобы тень падала строго вертикально на бок цилиндра. Время отсчитывается по кривым линиям. Тень будет тем длиннее, чем выше Солнце над горизонтом. Длина цилиндра с линиями должна быть равна длине тени от гномона в день летнего солнцестояния. Эта длина зависит от широты местности. Поэтому каждый Чилиндер можно было использовать только на определенной для него широте. Чилиндер, который Гольбейн изобразил на этом полотне находится сейчас в Британском музее. Формула расчета времени: H = G x tg (90 - & + 23,45) = G x tg (113,45 - &). Получится 48 и 71 градусов - это широта города Аукбурга. На Чилиндере мы видим тень и можем прочитать по тени линии, симметрично (относительно) летнего солнцестояния - 10 апреля. 10/11 апреля - день страстной пятницы 1533 года. В это время восходит звезда Анны Болейн, как королевы, супруги Генриха Тюдора.
1533 - 12 апреля (Пасхальная ночь) - был написан портрет Анны Болейн. Это день объявления Анны Болейн королевой, супругой Генриха...
.
Кроме того, на верхней полке - криво стоящий предмет справа у локтя епископа - Торкветум (астрономический инструмент, позволяющий производить измерения в различных системах небесных координат - горизонтальной, экваториальной и эклиптической). Этот инструмент было изобретением араба - Джабира ибн Афлаха (12 век). Торкветум на картине настроен на эклиптическую систему. Этот прибор нацеливают на звезду через два отверстия - 17,5 градусов по широте и 7,5 градусов на высоте под горизонтом. Куда нацелен торкветум на картине? Не на солнце, не на планеты, не на Луну - на комету Галлея, которая пролетала в августе 1531 года и была замечена в этих координатах.
.
Глобус на верхней полке - это созвездия, звездное небо. Мы даже можем увидеть выписанное на картине созвездие Лебедя, или как многие поправляют - Петуха. Галльский петух - это символ, относящийся к обоим послам. Галлия или Франция - родина послов. Для того, чтобы работать со звездным глобусом, его настраивают на широту места измерения; дату измерения. Время измерения определяет ось глобуса. Ось должна быть направлена на полярную звезду. Глобус настроен на широту 42 градуса - это широта Рима, куда через год послом отправится епископ Джордж де Силва.. А 52 градуса - место написания картины, отправная точка - Англия.
.
Нижний ярус этажерки: глобус, учебник математики, лютня, футляр с флейтами и сборник гимнов на псалме "Спаси, Господи, наши души.." - все эти символы являют собой олицетворение происходящего в 1533 году, формируют картину времени перемен и драмы.
.
Форма лютни перекликается с загадочным изображением ниже.
На мозаичном полу у ног послов Гольбейн поместил умышленно деформированное изображение черепа - скрытое напоминание о смерти; череп можно увидеть только если встать сбоку от картины, со стороны рамы. Для искаженного изображения черепа Гольбейн прибег к геометрическому приему "анаморфозе" - наложении одной формы на другую.
.
Лютня здесь не столько музыкальный инструмент, сколько символ дисгармонии, знак смерти. Этот символ в перекличке с черепом. Оборванная струна на лютне.
.
Сколько на картине черепов?
- Три. Череп в центре - двойной. Один в другом (между левой глазницей и носовой полостью). Третий золотой череп на значке, на головном уборе Жана. Momento mori /Помни о смерти - фамильное кредо Де Дентвиля. Эта мысль особенно четко повторяет еще один символ, изображенный в левом верхнем углу, почти спрятан. Символ распятого Иисуса Христа, выглядывающее из зеленой роскошной портьеры цветения жизни, как бы рефреном напоминает зрителю о возможности вечной жизни через веру. Что выше смерти - вера. Если провести линию от Распятия, то получим прямой угол - 90 градусов. Распятие здесь аллегорически попирает череп, символ смерти на полу. Торжество веры над смертью художник здесь выразил особенно ярко, через рутину жизни, забывая, что все имеет начало и конец и смерть поджидает каждого. Когда смерть кладет предел мирской славе, вера в Христа дает надежду на жизнь вечную. Согласно христианскому учению: выше смерти есть вера в Бога, в Спасителя.
.
На глобусе, лежащем на нижней полке можно прочитать место - Полизи (Бургундия), во Франции - родину, родовой замок аристократа - Жана де Дентвиля. Это вариант глобуса того времени, 1523 г. (карта, изданная в Нюрнберге).
Рядом с лютней - открытая книга лютеранских гимнов Иоганна Вальтера (первое издание В 1524 г.) Перевод Лютером гимна "Приди Дух Святой, пробуди наши души"... - "Приди Господь, Дух Святой, твоей небесной близостью наполни души и сердца. С тобой пойдем мы до конца. О, боже, свет ты свой послал и вере весь народ собрал. Тобой живут пусть все сердца и воспевают Господа Отца".
На правой странице книги написано: "Человек, если ты хочешь жить в благословенно и прибывать в счастье вечно. Ты должен держаться 10 заповедей, данных нам Богом".
.
Два гимна (аллегория)- как контраст еще раз подчеркивают дух эпохи, времени 1533 года: Ветхий и Новый завет. Конфликт религии. Католичество и только что появившаяся новая религия - протестанство, на основе лютеранского учения. Послы старались выполнить посредническую роль между двумя конфессиями: католицизмом и новым течением протестантизмом в Англии. В данном случае протестантизм в английском варианте - англиканская церковь во главе с монархом Генрихом VIII.
.
Приоткрытый угольником учебник по арифметике на нижней полке - книга под названием "Новое надежное руководство по счету для торговцев" (1527 г.). Книга 3. Часть 8. На странице можно увидеть цифры, формулы, которые дадут при вычислениях цифру 3 - как символ троицы.
.
Мозаичный пол списан с орнаментального (Космати), таинственного рисунка пола в Вестминстерском Аббатстве (хотя не точно, различие - гексаграмма). Орнамент и арабески Персидского ковра на столе украшают композицию картины.
.
Роскошный наряд Жана де Дентвиля поражает деталями, тщательно выписанными художником. Мы даже можем увидеть богатую сатиновую розовую ткань искусно вшитую в дорогую пушнину (предположительно мех рыси) многослойность. Широкоплечий, по тюдоровской моде одетый Жан де Дентвиль, изображён в накидке, плечи которой подбиты ватой, для пущей важности, для увеличения размеров гордой стати. Его одежда демонстрирует его уровень достатка и богатства.
.
Зеленая, богатая портьера показывает своим орнаментом, узорами тоже символы страстей Господних (гвоздики) и единства церкви (гранат). Семена граната едины под кожурой, так и трудно разъединить церковь. Но драма неизбежна. Время перемен и время осознания новой эпохи несли с собой французские послы на полотне Гольбейна....
Эпохальная работа.
Предлагаю внимательно «под лупой» рассмотреть детали этого интереснейшего полотна по линку Гугл:
https://artsandculture.google.com/asset/the-ambassadors/bQEWbLB26MG1LA?hl=en-GB&avm=2
Прочесть больше подробностей об этой картине можно в книге на англ. языке историка искусств Мэри Харви.
Татьяна Уайт. Эдинбург. Шотландия.