«Вселенная зудит у меня внутри!» - Валерий Ватенин. Художник 1960-х.

1

Очерк об малом отрезке времени 20 века и его герое. Почти незаметном, но заслуживающем внимания и уважения, памяти.

В период застоя в Советском Союзе появилось много новых имён, направлений, псевдо-движений, различные «митьки», разные культурные или бескультурные «скоморохи» ... Андерграунд искусства застал ещё меня в детстве, как и зарождение протестной, альтернативной музыки – рока. Время бурлило.

«Вселенная зудит у меня внутри!» - Валерий Ватенин. Художник 1960-х.

В этой разнообразной палитре имён и сообществ этого непростого художественного времени, где новая волна соперничает с концептуализмом, перформанс с кругами плакатчиков, фотографов, последователей авангарда появилось новое имя, творчество которого было понятно и трогательно своим откровением поиска истины в регламентированном советском пространстве стереотипов, что штамповали понятие «искусство». Имя этого художника, значимого ленинградского мастера живописи 1960-70-х, - Валерий Ватенин.

Искусствоведы упорно приписывают его имени стиль - синтетический реализм. Нокс Мартин (профессор искусствоведения Йельского университета) даёт такую расшифровку этого определения: «Синтетический реализм – это удобный термин, выражающий природу искусства, которое ни абстрактно, но конкретно и ни сюрреалистично, он иногда используется в качестве особой метафоры, применимой в некоем поэтическом смысле к новому произведению, столь же специфичному по своей сути, в сравнении с богатым опытом реального. То есть, на языке искусства, сделать синтез заменой реального на метафору, на синтез целого.»

Но я бы сказала, что это не синтетический реализм, т.к. слово «синтетический» более ассоциируется с искусственным, пластмассово-дешёвым, а более - мечтательный реализм. Если была такая профессия художник-мечтатель, то Валерий Ватенин был бы в первых рядах этих мечтателей. Ярких, самобытных, наивно мечтающих красно-голубым цветом его мечты, энергией цвета. От картин Ватенина исходит лучезарность, позитив, мягкая ирония. Он – настоящий, не заимствующий тут и там идеи, он – транслирующий свои состояния души, своих ангелов.

«Синтетический реализм» в случае с Валерием Ватениным может быть отчасти только в том, что он, художник свободен в выборе средств и приемов для решения поставленной задачи. И он смело берётся за свои видения, задачи, экспериментирует, мечтает на полотне. Бытоописатель, тонкий критик и поэт жизни, Валерий Ватенин был одним из инициаторов создания художественной группировки «Одиннадцать», для которой главным смыслом изображения стал предмет.

Группа «Одиннадцать» образовалась в конце 60-х гг. в Ленинграде, а каждый из художников в детстве прошел сложные годы войны, но сохранил в себе запас жизнелюбия, веру в возможность перемен. Их живопись служила идеям красоты, искренности. Эти 11 художников: Валерий Ватенин, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Виктор Тетерин, Виталий Тюленев, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Леонид Ткаченко, Валентина Рахина, Константин Симун, Борис Шаманов.

«Весенний узор». Валерий Ватенин.

  • Холст, масло. Музей искусства Санкт-Петербурга.

«Вселенная зудит у меня внутри!» - Валерий Ватенин. Художник 1960-х.

«Вселенная зудит у меня внутри!» - Валерий Ватенин. Художник 1960-х.

«Голуби в небе» Валерий Ватенин.

1960-е гг., картон, темпера. Из собрания А.В.Захаренкова.

«Вселенная зудит у меня внутри!» - Валерий Ватенин. Художник 1960-х.

Как жить без света, без зелени, в этих дворах-колодцах и в невозможности открыть окна в пустую темноту? Можно легко представить себе, как в таких домах, дворах и были созданы мрачные герои произведений Ф.М. Достоевского и старуха-процентщица, и Раскольников, потерявшийся в темноте дьявольской…тоску и отчаяние, рождённое темнотой. Но не у художника Ватенина! Дворы-колодцы Питера в своей темноте и замкнутости могут дать молодости надежду на светлое будущее.

Мальчик в белой бейсболке, что гармонирует с белыми голубями в небе, высоко, мечтает также взлететь вверх и присоединиться к стайке голубей? А может он оказался на том самом Васильевском острове, на 4-ой линии, дом №5 (вход со стороны Большого проспекта в первую арку, самый дальний левый подъезд), где есть небольшой Двор Духов? Ведь попав в него, чтобы желание заветное сбылось человеку нужно только загадать желание, подняв голову в небо! Так просто! На голубое небо в Питере! И вдруг в этом маленьком небесном окне появляются волшебно-сказочные белые голуби. Это ли не мечта о рае, о том светлом, почти несбыточном чуде?

Картина строится на контрастах: тёплых ярких красок домов и пронзительно-голубого холодного цвета неба, в котором парят белоснежные голуби; света и тени. И часть домов освещена ярким солнечным светом, но другая часть находится в тени; так же контрастно освещено и дерево в левой части картины, это дерево не производит угнетающего впечатления.

У Ватенина сами дома и небо сияют яркими красками, наполнены жизнью и создают ощущение праздника. Этот художник заслужил благодарность!

Автор очерка - Татьяна Уайт.
Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,26853 ] / [ 77 ] / [ 0,21696 ]