Оплакивание неоготического храма в Московском Кремле или история утраченного храма, шедевра архитектуры. Вознесенский монастырь (во имя Вознесения Господня).
Екатерининский храм. Таким красивейшим, неоготическим строением в самом сердце Москвы мы его помним по картинам, зарисовкам, даже снимкам... Искусствоведы определяют это архитектурное творение как "романтическая готика". Мне кажется, что это больше восточная, византийская готика в Москве, как писали о храме "одетый в иноземную кружевную мантилью".
А может это даже венецианский готический стиль с богато украшенным орнаментом и острыми шпилями? В любом случае это был настоящий шедевр архитектуры в самом сердце страны, воплощение смелого дерзания, инженерной мысли и синтеза стилей.
Несохранившийся памятник истории, архитектуры и культуры России в Московском Кремле. Удивительный памятник, удивительная история, удивительная страшная судьба жемчужины архитектуры, что была по правую руку после входа в Кремль через Спасские врата. Но... был взорван Советской властью в 1929 г. как и по соседству с ним стоящий Чудов, мужской монастырь. В декабре 1929 года прозвучал взрыв динамита, уничтоживший два монастыря: Чудов, мужской и Вознесенский, женский монастырь.
Находились в монастыре: Престолы Екатерины Александрийской, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божьей Матери. Место святое, место - хранилище духовных святынь.
Что было на этом месте, какие люди, какие эпохи прошлись и какой оставили след после себя - об этом мой рассказ.
Женский монастырь, основанный в 1386 г. женой Дмитрия Донского, Евдокией Дмитриевной прошёл через годы лиха и добра, бурные века и вехи....Но всё по порядку.
Вознесенский монастырь становится третьим женским монастырём в Москве после Алексеевского и Рождественского. Деревянная церковь, заложенная Евдокией Дмитриевной была известным собором Вознесения Господня. В 1407 г. вдовствующая Евдокия Дмитриевна принимает постриг пол именем Евфросинии (что означает "радость") и принимает решение заложить на этом месте каменную церковь Вознесения.
Спустя несколько недель после пострига Евфросиния Московская представляется к Богу, её захоранивают в её же недостроенном храме, так и начинается история чудес исцеления, спасения, погребения представительниц великокняжих жён. По преданию, у её гроба возгарались свечи и совершались исцеления.
Старейшая скульптура Москвы - Святого Георгия, созданная в 1464 году под руководством Василия Дмитриевича Ермолина (он выполнил резные каменные украшения для Фроловских/Спасских ворот с изображением Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского был через 30 лет были в сняты с ворот при их перестройке в 1491 году, отданы в церковь св. Михаила Малеина Вознесенского монастыря.
Храмовая драгоценность - Чудотворная икона "Богоматерь Одигитрия", "греческого письма", авторства Дионисия.
После пожара 15 века Дионисий пишет заново на обгоревшей доске образ Богоматери. Эта икона сейчас находится на хранении в зале Древнерусского искусства Третьяковской галереи. В храме была также славная икона, чудотворный образ "Богоматерь Казанская" в драгоценном окладе.
К началу 16 века Вознесенский собор пережил ещё несколько пожаров и совсем обветшал. В 1519 году по приказу князя Василия III разбирают на камни старый храм и собрирают новую церковь. Освящение нового собора происходит в мае 1520 г. митрополитом Варлаамом.
Спустя годы, царь Фёдор Иоаннович предпренимает попытку увеличить размеры храма в 1580-х годах. Первый в обители престол во имя святой Екатерины был освящен еще в 1586 году, но самостоятельная каменная церковь появилась через сто лет. Так царевна Екатерина Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича, исполняла свой и отцовский обет после чуда, явленного ее семье святой великомученицей. Когда первая супруга царя Мария Милославская ожидала появления на свет нового чада, а государь охотился близ Москвы, не отлучаясь далеко от дома, святая Екатерина явилась ему во сне и возвестила о рождении у него дочери. Новорожденную нарекли Екатериной, государь назначил кремлевский Екатерининский храм при Теремном дворце для венчания царевен, а его дочь позднее воздвигла в Вознесенской обители храм во имя своей небесной хранительницы.
В 1587 году началось строительство новой усыпальницы русских цариц. Вознесенский собор буквально вторит очертаниям Архангельского собора Кремля (построенный ранее на месте старого 14 века, итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1509 гг.). Значимость обоих храмов на территории Кремля: Архангельского и Вознесенского подчёркивалась и в архитектуре.
Схожи, например двухъярусные фасады, соотношения высот, формы капителей и арок.
Архангельский собор прямоугольный, своды его опираются на на шесть квадратных столбов. Закомары украшены белокаменными раковинами, фасады - пилястрами и капителями, а также карнизами и высоким белокаменным цоколем. Готика присутствовала и на Архангельском соборе. До 1920 года с северной стороны его существовал портал готического стиля, пристроенный в конце 18 века архитектором М.Ф. Казаковым.
С 1613 года, с восшествием на царский трон Романовых (16-летнего Михаила Романова), когда церковь возглавил его отец, Фёдор Романов, в церкви - патриарх Филарет, начинается новый расцвет Вознесенского храма в Кремле. В 1618 году, мать Михаила инокиня Марфа строит на этом месте новую церковь во имя Михаила Малеина с приделом Фёдора Пергийского.
В 1634 Б. Огурцов и С. Белый возвели в монастыре церковь Михаила Малеина, к которой в конце 18 века была пристроена колокольня, а в 1823 — двухэтажная каменная богадельня.
Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I преподнесла собору богатый дар серебром на украшение царских врат нового иконостаса. Мастерами оружейной палаты был создан роскошный резной иконостас с растительным орнаментом, символизирующим «райские кущи».
В разные времена этот монастырь размещал в своих стенах и больницу, и богадельню, и школу, и детский приют для девочек-сирот. Монастырь славился рукоделием: церковные облачения, покровы, плащаницы, горугви. Игуменьи заботились о процветании обители. Здесь возносили молитвы, проходили послушание.
В то время, как Архангельской собор Кремля был усыпальницей русских царей (где похоронены представители двух династий Рюриковичей и Романовых с 14 века по 1730 год)
Храм претерпел много бедствий: пожаров, захват и рагзрабление поляками, прямого артиллерийского обстрела большевиков, были разрушены стены и купола Вознесенского храма. Наполеоновские солдаты грабили, разоряли интерьеры храма.
В 1737 году случился Троицкий пожар. Многое было перестроено. В 18 веке формируется облик Москвы, который нам уже знаком сегодня.
На месте старой, уже обветшалой церкви 17 века, по проекту архитектора Карла Росси, по заказу митрополита Платона на средства государственной казны был создан неоготический шедевр, Екатерининский храм. Император Александр I 4 июля 1808 г. распорядился, чтоб этот храм был с итальянскими, почти миланскими элементами готики в Москве. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов. Это, кстати, единственное творение архитектора в Москве, во время его "Кремлёвской экспедиции".
Росси, это вообще было явление в России! Уму и руке Росси принадлежит система ансамблей площадей и улиц в центре Петербурга грандиозная архитектурно-пространственная композиция, протянувшаяся вдоль берегов Невы и Невского проспекта на многие километры; ансамбли центральных площадей — Дворцовой и Декабристов, Александринского театра, Михайловского дворца (Русского музея) и другие комплексы в центре города. Росси создал мощное здание Главного штаба и министерств с его знаменитой триумфальной аркой, здания Сената и Синода, живописный и лиричный дворцово-парковый комплекс на Елагином острове и еще многие произведения, признанные шедеврами мирового зодчества. Всё- в стиле неоклассики в Петербурге.
Талант и авторитет Росси были столь велики, что именно ему государь доверил строительство храма (хотя уже рассматривал Бакарева как архитектора), освященного во имя небесной покровительницы своей любимой сестры, великой княгини Екатерины Павловны. Желание царя было исполнено: Карл Росси составил проект Екатерининской церкви в необычном для Москвы нео-готическом стиле. Освятили храм только в 1817 году, и украсили на пожертвования императора.
Строительство было прервано войной 1812 года (на время войны 1812 ризница Вознесенского монастыря была вывезена в Вологду) но в 1817 году продолжилось с участием и завершилось рхитектором А. Бакаревым (тем самым, кого Александр I рассматривал первоначально для плана, дизайна храма. Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Это про Бакарева). Так, Карл Росси и Алексей Бакарев возвели церковь с традиционными пинаклями, остроконечными башенками начале 19 века. Готические лёгкость и изящество. Храм был великолепен, готические интерьеры Бакарева и Таманского, украшения из мрамора и позолоты. Богатство и щедроты в храме были даром Александра I.
Но почему же, откуда появилась мысль о неоготике в Москве?
Именно при императоре Александре I возрождение готики становится актуальным. Готика распространяется со страшными балладами В. Жуковского, воспеваний рыцарских турниров в прозе А. Марлинского. Столичное дворянство буквально увлечено «готическим» духом средневековья. В Москве начинается мода строений «под старину». Псевдо-готическим стилем увлечены ведущие государи Европы, это становится невероятно востребованным в конце 18, начале 19 века. Но как привнести готику в Москву? Итальянские архитекторы, или архитекторы отлично знающие готические строения были, что называется «в теме». Даже древнерусские ансамбли перестраиваются в псевдоготическом стиле: Никольская башня (1806) и Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (1807) в Кремле.
Место было важным особенно во время Пасхальных торжеств. Процессия крёстного хода, в которой принимала участие царское семейство, шла через святые Спасские врата к Красной площади, к Лобному месту (символу горы Голгофы), только потом уже, обойдя Покровский собор (храм Василия Блаженного) процессия возвращалась в Кремль, проходя через девичий и мужской обители, поклоняюсь гробницам княгинь, на поклонение в Архангельскому соборе могилам, захоронениям праотцов.
К мощам святой Евфросинии, великой княгини Московской приходили российские императоры Александр I, Николай II.
Храм был упразднён как церковное учреждение в 1918 г. Не готики, не до искусства в стране Советов. Никкой нарядности, никакого "кокетства" большевики не терпели рядом с собой. В марте 1918 года в Кремль переезжает новая, коммунистическая элита, власть нового времени: совет народных комиссаров,
Началось масштабное разрушение уникальных памятников исторического наследия.
Монастыри разорялись, гробились, разрушались. Это повальное искоренение религии велось с силой, сравнимой разве только английского реформатора, короля Генриха VIII, что не пощадил ни одного монастыря на своей британской земле. В 1922 году большевики изымали все ценности монастырей, храмов.
Эта участь постигла и кремлёвских храмов также. Директор Оружейной палаты Д. Иванов, Николай Померанцев Владимир Клейн, Дмитрий Сухов, В. Иванов, директор библиотеки им. Ленина В. Невский боролись за сохранение памятников, как бы это не было опасно. Захоронения, саркофаги с останками великих княгинь и цариц успели вынести до рокового взрыва в юго-западный угол Архангельского собора.
Именно они сумели сохранить иконостасы. Архитектор Пётр Николаевич Максимов сумел чудом выполнить архитектурные обмеры зданий и зарисовки.
В 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. Монахини, слава Богу, нашли приют в Лефортовской больнице. Каким-то чудом они спасли чудотворную икону Казанской Богоматери (конец 17 века).
Кельи монахинь советской властью были обустроены в жилые помещения обслуживающего персонала Кремля, его охраны. В храме устроили санитарный блок. На месте монастыря в 1930-е годы было построено здание Военной школы им. ВЦИК, позже туда переехал Президиум Верховного Совета СССР.
Духовное варварство 20 века. Оплакивание в 21 веке. А что, если представить, что по круговому закону хода истории - может быть возрождение, восстановление святости места. Возможно ли это? Не знаю.
В публикации использованы дореволюционные фотографии, почтовые открытки, репродукции со старинных литографий, скриншоты компьютерной графики и из книги "Москва, котрую мы потеряли" автора К. Михайлова.