«Услышь меня, Господи…» Михаил Нестеров (1862-1942)
.
Божий промысел, очевидно был в том, что маленький Миша, 10-й сын многодетной купеческой семьи в Уфе выжил. Выжил невероятным образом у верующих. Чудесное исцеление малыша произошло по воле божьей, когда и надежды на исцеление мальчика не было почти. И вот это почти… Положенный на грудь малыша образ Святого Тихона Задонского и горячая молитва матери даровали чете Нестеровых жизнь малыша. Ожил 2-х летний ребёнок, задышал, поднялся. Чудо исцеления стало чудом его творчества. Бог его поднял на ноги, бог Нестерова вёл, сопровождал, Бог дал ему тему творчества, мысль …и сам Нестеров старался всю свою жизнь быть богоугодным. Родился малыш для великой цели. Какой цели?
.
Что создаёт художника? Почему он берётся за кисть, когда душа рвётся наружу? Для чего он, художник послан Богом на эту грешную землю: возвысить человека и природу, обнажить пороки или заставить человека заглянуть во внутрь себя, в свою душу в поиске катарсиса, очищения?
Нестеров писал: «Любовь и потеря [супруги] сделали меня художником». Когда человек обращается к Богу? Когда ему трудно, когда он опустошён. Именно так себя чувствовал Михаил Нестеров после потери своей большой любви, после потери своей супруги. Эта потеря вдруг наполнила его совершенно иным осознанием Бога, наполнила его скорбью и новым содержанием, живой душой Бога. Эта потеря совершила в верующем Михаиле Нестерове глубокий творческий и психологический переворот, он обратился ещё глубже к Богу, к разговору с ним, к поиску своей души.Этим Нестеров и обозначил свой художественный почерк, свою, волнующую тему Бога и разговора с ним. «Услышь меня, Господи...!»
.
Художнику, как и режиссёру или актёру, чтоб ему поверил зритель нужно быть откровенным, честным, настоящим, а значит – убедительным. И мы верим Нестерову, его наблюдениям, его правде, его откровениям.
.
Первая картина, которой Михаил Нестеров, буквально ворвался в душу зрителя-читателя c движением его кисти была работа «Пустынник» (1889 г.). Нестеров написал её, наблюдая за неспешной походкой отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой Лавры. Пустынник трогает смотрящего своей необыкновенной простотой, своим душевным покоем, кротостью и удивительной сосредоточенностью. Мы не видим глаза старика, но мы чувствуем его взор вовнутрь, его свет и душевный покой. Рассматривая сгорбленную временем старческую фигуру, мы подробно изучаем его шаг и простые лапти, по-крестьянски завязанные на ногах, что вторят рефреном мысль, что красота человека -- в простоте. В наивной, почти детской простоте, когда человек погружён в свой духовный мир, в мир настоящего, непреходящего. Всё в этом мире бренно. Мы были и ушли, все приходят и уходят, а остаётся Бог и в этом просветлении любовь к природе, к одинокой молодой ели, к лужам, отражению в воде, к простым шагам…пока они есть. Вот и эта природа Руси, такая простая, в тёмных тонах, почти нетронутая, гармонирует с фигурой старца, она становится олицетворением «нестеровской русской природы», его пейзажем. Это просветление идёт от тёмных тонов, от теплого контраста. Через глубину сюжета и седоволосой бороды старца. В этой бороде и длинных аккуратно подобранных локонах и есть та правда художника, то просветление божественной мысли. Есть истина.
.
Этот «Пустынник» дал Нестерову путёвку в жизнь, этой картиной заинтересовался сам купец Павел Третьяков и приобрёл её у Нестерова за приличные деньги, что позволили художнику отправиться в путешествие по Европе.
.
Путешествие по Европе художнику необходимо не только потому, что можно своими глазами посмотреть на шедевры искусства старых мастеров, но прежде всего понять себя, вдали от Родины ощутить, нащупать мысленно, по наитию, в душе свою суть, своё смыл. Путешествия исцеляют, укрепляют и дают импульс творчеству, движению. Так и было у М. Нестерова.
Михаил Нестеров отправляется в Австрию (Вену), Италию (Венецию, Падую, Флоренцию, Рим), Францию (Париж), Германию (Дрезден).
.
И в путешествии художник много читает, постигает себя, анализирует. Он читает в Европе книгу русского философа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Нестеров размышляет об основных аргументах мыслителя о принадлежности России и Европы к различным типам культур, он раздумывает вместе с философом о невозможности вхождения России в европейскую политическую систему, он ищет свою Россию и кажется, находит её в душе русского человека, в славянстве, в скорби России, в много-страдании. Именно заграницей Нестеров утвердился в своём предназначении, в смысле своего пребывания на этой земле, он нашёл смысл и основную тему его творчества, пока не грянула революция 1917 года.
.
Увидев своими глазами шедевры Рафаэля, Нестеров понимает, что ему есть что сказать, что его образ, его почерк, его художественная интонация уже на подходе. По возвращению из своего путешествия по Европе, Нестеров понимает своё великое предназначение в искусстве, к нему «приходит» отрок Варфоломей. Так, «Пустынник» отправил Нестерова на скитание по Европе были душе-исцеляющими, утверждающими веру в Россию, понимания души русской.
.
Откровение, поведать миру душу свою – это предназначение его, как художника и это Нестеров понимает отчётливо. Нестеров пишет самую знаменитую свою картину «Видение отроку Варфоломею». На рубеже 19-20 х веков это полотно буквально взорвало всё духовное сообщество. Именно с неё начинается нестеровский мистицизм, утончённость, русское откровение.
.
В 1903 году появляется самое, пожалуй, «нестеровское», монашеское полотно «Молчание». В этой картине зрителю открывается всё, к чему так стремился Нестеров, чего пытался постичь в своей жизни, что поведать. В этом молчании, смирении, терпении монахов – огромная сила, благородство, величие человека. Нестеров призывает зрителя остановиться, прислушаться к тишине, к себе, к глади воды, к безветренной тиши прибрежной природы…Это ли не тихий свет веры? Даже церквей на картине две, как и персонажей два: седоволосый старец и юноша в созерцании, молчании. Герои картины есть часть природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Это великое есть - тишина, молчание, смирение, ибо всё это вместе - Бог. Религия, по мнению Нестерова, способна облагородить человека. И цвета, выбранные художником сочетание жёлтого и розового, серо-коричневого подчёркивают уединение, тишайшее созерцание, молитву, отрешённость от всего суетного, мирского, наносного.
.
Монахи Соловецкого монастыря на этом полотне, где вся природа - святой храм очень хорошо показывают цельность божественной гармонии, слияние с природой, настоящие ценности жизни.
.
Но с приходом нового времени, Революции 1917 года религиозные сюжеты Нестерова должны были уйти в тень, чтобы выжить в тотальном запрете на духовность. Революция заставила Нестерова перепрофилироваться и уделять своё художественное внимание на портретный жанр, не разговор со зрителем. Со зрителем говорили другие, пропагандисты большевизма, коммунизма, красной гвардии.
.
Нестерову тем не менее, удалось сохранить себя, свою душу и талант открытия личности через беседу с его героями портретов. Портретная галерея Нестерова показывает нам, что художник был выше обывателя, он заглянул в глаза своих героев, он постарался их прочесть. Взгляд его был обращён в неведомые глубины его персонажей.
.
Героев выбирал себе сам и его плеяда ярких личностей была потрясающе глубока: от сосредоточенного взгляда великой женщины-скульптора Мухиной, лаконичной и цельной фигуры философа И.А. Ильина до «сжатых кулаков» Академика И.П. Павлова и беседующих «философов» (1917). Эта беседа художника, его друзей: С. Булгакова и А. Флоренского нас вовлекает в размышление дня сегодняшнего и поиски истины. Кто мы, куда мы идём, что мы на этой земле, для чего?! Что душа наша?
.
Татьяна Уайт. (Гид по Англии и Шотландии-слушатель курса Истории Искусств Санкт-П. Института Культуры). 6 апреля 2020