С моим увлечением смотреть постоянно вверх, стало очевидным пристрастие запечатлевать не только глазом, но и камерой элементы крастоты, роскоши, законченности мысли — ЛЮСТРЫ (фр. lustre, от лат. lustrare делать светлым). Изящные в деталях и замыслах, эти висячие подсвечники, декорированные источники света с потолка очаровывают смотрящих на них людей уже с 17 века. Люстра принесла с собой в интерьеры дворцов, галерей, дворянских особняков — торжественность, пышность, воздушность, ослепительную радость и сказку.
Есть в Эрмитаже уникальные люстры из хрусталя, что изготовлены в 1760-х годах. Привезены были они из Англии в Россию герцогиней Кингстон. Затем проданы князю Потемкину-Таврическому, после смерти которого люстры купила Екатерина II.
Люстры разные, кованные, воздушные, грандиозные. Предлагаю совершить вместе со мной головокружительную прогулку по роскошным люстрам Эрмитажа! Эстетам должно быть интересно!
Татьяна Уайт.
Завораживающее плетение листвы.
Декоративный эффект в люстрах достигался благодаря богатой игре света в гранях стекла.
Блеск!!
Стеклянные подвески представляли собой мелкие гранёные миндалины, «маркизки», ромбы, розетки, собранные в гирлянды или подвешенные на тонких проволочных усах в виде дождя или фонтанов.
Высоченные стилизованные коринфские колонны интерьера создают ощущение эпохи классицизма.
Фельдмаршальский зал (1833-1834) автор Огюст Монферран. Очень примечателен декор люстры, что представляет собой изображения трофеев и лаврового венка, выполненный из золоченой бронзы.
Павильонный зал Малого Эрмитажа.
Павильонный зал украшают 28 хрустальных люстр.
Этот зал 19 века в эклектике поражает воздушностью, грандиозностью. Дочь архитектора зала, Е.А.Штакеншнейдер записала в своем дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!!»
Изящество и красота достигается большими трудами. Тут и литьё по восковым моделям, чеканка, выколотка, пайка твёрдыми и мягкими припоями, токарные, фрезерные и слесарные работы, гальваническое золочение и серебрение.
Вокруг двухглавых орлов России.
Гербовый зал вошёл в число первых электрифицированных помещений Эрмитажа.
В 1885 году электрические лампы появились в парадных залах — Аванзале, Петровском, Фельдмаршальском, Гербовом и Георгиевском.
Современные люстры Гербового были изготовлены в процессе работ по замене старых светильников парадных залов Зимнего дворца в начале 20 века. Люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах.
*Шпиатр (шпеат) — обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля с добавлением свинца и железа.
Эти люстры в библиотеке Николая II воссозданы по двум фотографиям, датированным 1917 годом. На снимках видно, что каждая из люстр представляла собой металлический широкий обруч с рельефным орнаментом, подвешенный на декоративных растяжках; снизу обруч соединялся с центральным граненым штоком посредством изогнутых тяг в виде стилизованных растительных веток.
Люстры, дополнявшие интерьер библиотеки Николая II в стиле английской готики в Зимнем дворце, были демонтированы после 1917 года, и дальнейшая судьба их осталась неизвестной.
На внешней стороне обруча были закреплены восемь кронштейнов с тремя подсвечниками на каждом. Предположительно, люстры были изготовлены на одной из парижских бронзолитейных фирм в 1896 г.
Роскошная розетка в форме ажурной снежинки.
Участок потолка, где закрепляется люстра, нуждается в декорировании. Лучшее решение – использование специальной потолочной розетки. Здесь - восьмиконечная звезда.
Вообще, если говорить о розетке, то этот декоративный элемент, как и легко догадаться, получил свое название от розы и когда-то действительно выполнялся только в форме цветка.