С моим увлечением смотреть постоянно вверх, стало очевидным пристрастие запечатлевать не только глазом, но и камерой элементы крастоты, роскоши, законченности мысли — ЛЮСТРЫ (фр. lustre, от лат. lustrare делать светлым). Изящные в деталях и замыслах, эти висячие подсвечники, декорированные источники света с потолка очаровывают смотрящих на них людей уже с 17 века. Люстра принесла с собой в интерьеры дворцов, галерей, дворянских особняков — торжественность, пышность, воздушность, ослепительную радость и сказку.
Есть в Эрмитаже уникальные люстры из хрусталя, что изготовлены в 1760-х годах. Привезены были они из Англии в Россию герцогиней Кингстон. Затем проданы князю Потемкину-Таврическому, после смерти которого люстры купила Екатерина II.
Люстры разные, кованные, воздушные, грандиозные. Предлагаю совершить вместе со мной головокружительную прогулку по роскошным люстрам Эрмитажа! Эстетам должно быть интересно!
Татьяна Уайт.
![Завораживающее плетение листвы.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/3/6/0/clones/870_653_fixedwidth.jpeg)
Завораживающее плетение листвы.
![Декоративный эффект в люстрах достигался благодаря богатой игре света в гранях стекла.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/3/9/6/clones/870_631_fixedwidth.jpeg)
Декоративный эффект в люстрах достигался благодаря богатой игре света в гранях стекла.
![Блеск!!
Стеклянные подвески представляли собой мелкие гранёные миндалины, «маркизки», ромбы, розетки, собранные в гирлянды или подвешенные на тонких проволочных усах в виде дождя или фонтанов.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/4/2/1/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Блеск!!
Стеклянные подвески представляли собой мелкие гранёные миндалины, «маркизки», ромбы, розетки, собранные в гирлянды или подвешенные на тонких проволочных усах в виде дождя или фонтанов.
![Высоченные стилизованные коринфские колонны интерьера создают ощущение эпохи классицизма.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/4/4/0/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Высоченные стилизованные коринфские колонны интерьера создают ощущение эпохи классицизма.
![Фельдмаршальский зал (1833-1834) автор Огюст Монферран. Очень примечателен декор люстры, что представляет собой изображения трофеев и лаврового венка, выполненный из золоченой бронзы.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/4/4/2/clones/870_653_fixedwidth.jpeg)
Фельдмаршальский зал (1833-1834) автор Огюст Монферран. Очень примечателен декор люстры, что представляет собой изображения трофеев и лаврового венка, выполненный из золоченой бронзы.
![Павильонный зал Малого Эрмитажа.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/4/8/9/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Павильонный зал Малого Эрмитажа.
![Павильонный зал украшают 28 хрустальных люстр.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/4/9/1/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Павильонный зал украшают 28 хрустальных люстр.
![Этот зал 19 века в эклектике поражает воздушностью, грандиозностью. Дочь архитектора зала, Е.А.Штакеншнейдер записала в своем дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!!»](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/0/2/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Этот зал 19 века в эклектике поражает воздушностью, грандиозностью. Дочь архитектора зала, Е.А.Штакеншнейдер записала в своем дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!!»
![Изящество и красота достигается большими трудами. Тут и литьё по восковым моделям, чеканка, выколотка, пайка твёрдыми и мягкими припоями, токарные, фрезерные и слесарные работы, гальваническое золочение и серебрение.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/3/7/clones/691_870_fixedwidth.jpeg)
Изящество и красота достигается большими трудами. Тут и литьё по восковым моделям, чеканка, выколотка, пайка твёрдыми и мягкими припоями, токарные, фрезерные и слесарные работы, гальваническое золочение и серебрение.
![Вокруг двухглавых орлов России.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/4/0/clones/870_789_fixedwidth.jpeg)
Вокруг двухглавых орлов России.
![Гербовый зал вошёл в число первых электрифицированных помещений Эрмитажа.
В 1885 году электрические лампы появились в парадных залах — Аванзале, Петровском, Фельдмаршальском, Гербовом и Георгиевском.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/4/4/clones/556_870_fixedwidth.jpeg)
Гербовый зал вошёл в число первых электрифицированных помещений Эрмитажа.
В 1885 году электрические лампы появились в парадных залах — Аванзале, Петровском, Фельдмаршальском, Гербовом и Георгиевском.
![Современные люстры Гербового были изготовлены в процессе работ по замене старых светильников парадных залов Зимнего дворца в начале 20 века. Люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах.
*Шпиатр (шпеат) — обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля с добавлением свинца и железа.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/4/5/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Современные люстры Гербового были изготовлены в процессе работ по замене старых светильников парадных залов Зимнего дворца в начале 20 века. Люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах.
*Шпиатр (шпеат) — обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля с добавлением свинца и железа.
![Эти люстры в библиотеке Николая II воссозданы по двум фотографиям, датированным 1917 годом. На снимках видно, что каждая из люстр представляла собой металлический широкий обруч с рельефным орнаментом, подвешенный на декоративных растяжках; снизу обруч соединялся с центральным граненым штоком посредством изогнутых тяг в виде стилизованных растительных веток.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/5/7/clones/870_727_fixedwidth.jpeg)
Эти люстры в библиотеке Николая II воссозданы по двум фотографиям, датированным 1917 годом. На снимках видно, что каждая из люстр представляла собой металлический широкий обруч с рельефным орнаментом, подвешенный на декоративных растяжках; снизу обруч соединялся с центральным граненым штоком посредством изогнутых тяг в виде стилизованных растительных веток.
![Люстры, дополнявшие интерьер библиотеки Николая II в стиле английской готики в Зимнем дворце, были демонтированы после 1917 года, и дальнейшая судьба их осталась неизвестной.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/5/8/clones/635_870_fixedwidth.jpeg)
Люстры, дополнявшие интерьер библиотеки Николая II в стиле английской готики в Зимнем дворце, были демонтированы после 1917 года, и дальнейшая судьба их осталась неизвестной.
![На внешней стороне обруча были закреплены восемь кронштейнов с тремя подсвечниками на каждом. Предположительно, люстры были изготовлены на одной из парижских бронзолитейных фирм в 1896 г.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/6/0/clones/593_870_fixedwidth.jpeg)
На внешней стороне обруча были закреплены восемь кронштейнов с тремя подсвечниками на каждом. Предположительно, люстры были изготовлены на одной из парижских бронзолитейных фирм в 1896 г.
![Роскошная розетка в форме ажурной снежинки.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/6/4/clones/559_870_fixedwidth.jpeg)
Роскошная розетка в форме ажурной снежинки.
![Участок потолка, где закрепляется люстра, нуждается в декорировании. Лучшее решение – использование специальной потолочной розетки. Здесь - восьмиконечная звезда.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/6/9/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Участок потолка, где закрепляется люстра, нуждается в декорировании. Лучшее решение – использование специальной потолочной розетки. Здесь - восьмиконечная звезда.
![Вообще, если говорить о розетке, то этот декоративный элемент, как и легко догадаться, получил свое название от розы и когда-то действительно выполнялся только в форме цветка.](https://img.tourister.ru/files/2/1/1/2/4/5/7/0/clones/653_870_fixedwidth.jpeg)
Вообще, если говорить о розетке, то этот декоративный элемент, как и легко догадаться, получил свое название от розы и когда-то действительно выполнялся только в форме цветка.