"Безделье - враг души. Поэтому если у братьев руки не заняты в труде, созидании,
то следует занять голову, мозги чтением божьих трудов".
(Из 48 главы свода правил Святого Бенедикта).
Город, где находится эта чудесная, потрясающая своей красотой, изяществом библиотека, — назван по имени ирландского монаха, миссионера-проповедника, у которого несколько вариаций имени: Галлен, Галлус, Галл, Келлах, Галлонус и т. д. Святой Галл является покровителем Швейцарии, а так же: птиц, гусей, птицеводства в целом. Изображается в произведениях искусства, на иконах с буханкой хлеба и с медведем, приносящим полено или ветку дерева.
Он был учеником Колумбана (не путать с КОЛУМБОЙ). Отправившись из Ирландии проповедовать слово Божье в 6 веке, через север Уэльса, в числе 12-ти спутников на Запад, остановился сначала в кельтской Франции (Галии), основав монастырь в Люксее. Двое из 12 странствующих монахов: Атталас и Галл будут вскоре признаны святыми: Атталас от Люксеи до Биббио, Галл — на Боденском озере, где Галл, найдя уединённое место, строит там келью. Благочестием, целительством, христианской добродетелью он прославился в округе и вскоре, после смерти монаха, с 640 г. на месте его кельи возник монастырь, несколько ещё келий христиан — будущий Сакт-Галлен.
"Этот монастырь был основан Галлом, Из-за моря к нам пришедшим, Новый храм возвёл посзже Отмар, Строгий подвижник"....(стихотворное прославление монахами Галла)
Монахи-христиане убедили соседей-язычников, алеманнов не только добродетелью, готовностью помочь, но и открытием пивоварни (первая пивоварня на территории Швейцарии!). Весело, полагаю, было: проще с элем подружиться:-) Монашеская братия занималась молитвой и переписыванием священного писания в скрипториуме, что стал прообразом библиотеки.
Библиотека, скрипториум — это место, где люди могли духовно излечиваться. Отсутствие ума, знаний ещё в древности считалось недугом. Поэтому и надпись перед входом на греческом «Лечебница душ».
Очень важную роль в развитии "Лечебницы души" сыграл знаменитый монах 9 века - Ноткер Заика. Он был и поэтом, и историком, и богословом, и музыкантом, и библиотекарем, и учителем. Он был автором «Жития Святого Галла» (сохранилось во фрагментах), написанное в форме диалогов, сочетает стихи и прозу.
С 8 по 12 века на монастырском подворье было написано более 2 тыс. манускриптов. А написание манускриптов, как известно, дело было кропотливым. Обложка изготавливалась из воловьей кожи, а из бараньей изготавливали пергамент — велень. Именно из веленя были страницы. Велень стоил очень дорого, так как из одной бараньей шкуры можно было изготовить лишь 2 страницы. Страницы иногда использовали повторно после стирания первоначального текста пемзой. Монахи тщательно выводили кажддую букву, линию, цвет. Писание считалось частью религиозного обучения и было направлено на укрепление веры, долготерпения. Вы только подумайте: на написание одной строчки уходило в среднем 5 минут, на страницу — полтора часа. После написания, чтобы закрепить чернила, писец натирал текст мрамором. Процессу написания предшествовал процесс подготовки: изготавливали перо из молодой утки, искали чернила из растений и минералов, готовили чернильницу из ракушек. Санкт-галленские рукописи представлены и золото-писанием. Первая буква каждого абзаца выписывалась роскошным изображением, различными орнаментами, украшениями. По содержанию манускрипты были не только теологического характера, но и медицинского, астрологического. Вот вам — европейский центр цивилизации 8–12 вв.!!
Именно Санкт-Галлене, Ноткером Заикой была основана крупнейшая в Европе, древнейшая певческая школа. Григорианский хорал, записанный на невменной нотации, стал памятником европейского средневековья, составляет «Книгу гимнов» (в рукописи: St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 376). Полагают, что он был одним из авторов этих хоралов.
Интерьеры библиотеки уже 17 века:
Остаётся загадкой, что когда в 937 году почти весь монастырь сгорел от пожара — библиотека чудом осталась цела. Божья помощь? В 17-ом веке здесь была основана типография, что позволило библиотеке Святого Галла сохранить свою славу мирового научного центра. Этот монастырь не прекращал функционировать вплоть до 1805 года, когда его распустил Наполеон.
Барочный зал был построен и щедро обставлен между 1758 и 1767 годами под эгидой принца-аббата Кёлестина Гуггера фон Штаудача, который также заказал здание аббатской церкви (ставшей собором в 1823 году).
На потолковых фресках изображены первые четыре экуменических совета ранней церкви: Никейская (325), Константинопольский (381), Эфес (431) и Халкидон (451).
В дополнение к архитектурному содержанию неоценимые культурные ценности, сохранившиеся в аббатстве, имеют исключительное значение, в частности: ирландские рукописи 7 и 8 вв., освещаемые рукописи Школы Св. Галла 9 и 11 вв., документы, касающиеся истории происхождения алеманнской Швейцарии, а также описание монастыря в эпоху Каролингов (единственный в то время этот рукописный план, сохранившийся во всем мире, сохранившийся в его первоначальном состоянии, представляющий собой концепцию монашеской организации бенедиктинского ордена).
Сегодня в библиотеке хранятся более 160 тысяч книг, 2100 из которых старинные рукописные манускрипты. Если, например, взять книгу монаха, что писал его с 864 по 883 гг., то мы знаем, что она весит почти 7 кг. и состоит из 350 страниц. Так, на изготовления только этого манускрипта потребовалось веленя из 80 овец.
*Снимки в библиотеке запрещены. Мои снимки — фото с иллюстрированных изданий библиотеки, скриншоты из интернета.